http://npc-news.ru/

Исследование процессов развития

Элкинд (Elkind 1970) изучил ряд проблем, которые возникают у каждого иссле­дователя, занимающегося процессами развития. Он указывает, что в силу самой своей природы предмет исследования привносит с собой строгие ограничения. Так, напри­мер, в долговременных работах, как правило, нельзя привлекать обычные эксперимен­тальные методы. Вместо контролируемой ситуации, в которой вводится только одна переменная, исследователь, занимающийся процессами развития, вынужден доволь­ствоваться установлением закономерностей, которые можно наблюдать в неконтро­лируемой ситуации. Он предполагает, что такие закономерности — если их можно точно определить — отражают воздействие определенных ранних условий, которые являются общими для испытуемых его выборки. Несмотря на соответствие пережи­вании у всех развивающихся индивидов, тем не менее проявилась необходимость в совершенствовании существующих методов, чтобы иметь возможность в данной си­туации точно определить, что является важным в возникновении регулярно повторя­ющегося психологического феномена. В этом смысле оказалось полезным проведение «натурных экспериментов», связанных с конгенитальной, то есть врожденной, и пе­ринатальной (под этим термином понимают время незадолго до родов, роды и пери­од сразу после родов; примерно 10 дней) утратой органов чувств.

Говоря о каждом отдельном дефекте (слепоте, глухоте и депривации), а также о воздействии внешней среды, можно предположить, что особенности, которые при­сущи данным людям и не встречаются у сопоставимой (по возрасту, национальному и социальному происхождению и т.д.) популяции, непременно отражают влияние такого дефицита восприятия. С другой стороны, индивидуальные различия у испы­туемых, имеющих одни и те же дефекты, несомненно, можно приписать факторам, которые касаются только конкретного индпвида.


Комментарии закрыты.