http://npc-news.ru/

Период первых шестидесяти месяцев

В то же время в период первых шестидесяти месяцев мы не наблюдали у наших исследуемых детей ничего, что бы указывало на существенное нарушение процессов интроекции и идентификации из-за потери слуха и речи. По своему поведению и ин­тересам все девочки были исключительно женственны.

Они, как и их здоровые свер­стницы, любили наряжаться и играть с куклами и домашней утварью. У всех можно было также констатировать интернализированную регуляцию поведения. Посколь­ку они не могли говорить, от них нельзя было узнать непосредственно, каким обра­зом они включили запреты и принуждения, которым они подчинились, в систему сво­их представлений. В соответствии с этими наблюдениями мы обнаружили также, что по критериям «шкалы Гезелла» (Gesell, Armatruda 1940) в сферах, не предпола­гающих использование речи, эти дети не выявили никаких признаков, которые бы отличали их от нормально слышащих детей. Этот результат не был для нас удивитель­ным, поскольку детей с отсутствующим слухом часто описывали как более умных и живых по сравнению с другими детьми. Добрая часть этих качеств объясняется, по­жалуй, уже отмечавшейся склонностью глухих детей к активному поведению.

В отличие от единообразия клинической картины, которую демонстрируют запу­щенные и ставшие аутичными слепые дети, эти маленькие девочки значительно отли­чались друг от друга по своему поведению и структуре личности. Несмотря на то, что они не могли слышать и говорить, склонность тут же превращать мысли в действие, не обра­щаясь за помощью к старшим — что более бы соответствовало этому возрасту, — была единственным отличительным признаком, который был присущ всем им без исключе­ния. В этой группе имелись существенные различия в развитии и отводе агрессии, по­добные тем, которые можно было бы ожидать в сопоставимой группе детей с сохран­ным зрением По нашим наблюдениям, проявилась непосредственная связь между тем как дети обходились с этими импульсами, и объектным катексисом, который у них раз­вивался. Как и предполагалось, здесь также являлось важным отношение к матери. Про­ще всего это пгюиллюстрировать двумя примерами из клинической практики.


Комментарии закрыты.