http://npc-news.ru/

Появление аутистических реакций

Частое появление аутистических реакций у слепых объясняется разрывом диа­лога между матерью и ребенком и не представляет собой непосредственного послед­ствия слепоты. Это подтверждается многочисленными случаями конгенитальной сле­поты идентичной этиологии, в которых аутизм не возникает. Очевидно, состояние слепоты повышает возможность того, что у ребенка будут нарушения и в других сфе­рах, потому что она ограничивает готовность матери и ребенка обмениваться друг с другом сигналами 5.

Тем не менее мать, которой удается успешно преодолеть этот барьер, может по­влиять на развитие ребенка таким образом, что, несмотря на его слепоту, у него не ра­зовьются черты, характерные для аутистической личности.

Что же переживает ребенок в своих отношениях с матерью и что формирует ка­чества, которые делают его «среднестатистической» человеческой личностью? Посколь­ку конгенитальная слепота и конгенитальная глухота (к ней мы еще вернемся) пред­ставляют собой стойкие и относительно неизменные нарушения, непосредственное влияние, которое они оказывают на процесс развития, является постоянным. Вмеша­тельства в окружение приводят к тому, что среда, в которой развивается слепой или глухой ребенок, изменяется. Однако они не устраняют первичный дефицит. Из этого можно заключить, что изменяющие вмешательства в окружение потому вызывают изменение хода развития, что они другими путями, чем прежде, обеспечивают появ­ление соответствующих конкретных паттернов переживания.

В случае органически здорового ребенка, которому пришлось испытать отверже­ние со стороны своего окружения, соответствующие точные данные привести невоз­можно. В целом в подобной ситуации дело обстой таким образом, что все жизнен­ные условия ребенка радикально меняются, если факт отвержения осознается. Невозможно определить и изучить роль определенных гештальт-факторов, состав­ляющих мир переживаний данного ребенка. В связи с этим могут, однако, представ­лять ценность приведенные ниже наблюдения. Ребенок, о котором пойдет речь, яв­лялся одним из трех физически здоровых детей, которые с самого рождения воспитывались в стерильных условиях. Два других ребенка (тогдашних пациентов доктора М. Дитриха в Ульме) описаны в другой работе (Simons et al. 1973)6.


Комментарии закрыты.