http://npc-news.ru/

Выводы из психоаналитических исследований

Не так давно Малер (Mahler 1971 ) рассмотрела спектр установок, которые встре­чаются у психоаналитиков в отношении исследований, основанных на наблюдени­ях над развивающимися детьми. Для многих доверие к убедительным вербальным и реконструируемым доказательствам таково, что они исключают данные, получен­ные каким-либо другим способом. Она замечает. «Некоторые из нас, похоже, не пре­доставляют права довербальному материалу служить основой даже для самых осто­рожных и всего лишь предварительных расширений наших главных гипотез, разве что если этот [довербальный материал] можно подкрепить реконструкцией, то есть с помощью клинического и, само собой разумеется, вербального материала».

Кляй-нианская школа, — указывает она, — по-видимому, склоняется к другой крайности. Гипотеза М. Кляйн, что символические процессы действуют чуть ли не с момента рож­дения, и ее интерпретации комплексных эдиповых фантазий у детей в возрасте не­скольких месяцев основаны, по существу, на неподтвержденных выводах. Ввиду того, что самые ранние воспоминания анализанда уже облечены в речь и тем самым про­исходит по меньшей мере частичная дифференциация между наблюдателем (рас­сказчиком) и описываемыми им событиями, кляйнианские психоаналитики, по-ви­димому, относят эту дифференциацию к более раннему сроку. Объясняя сложные психические функции, они предполагают, что те существуют уже a priori.

Одним из наиболее ценных результатов вновь пробуждающегося интереса к непосредственным наблюдениям над детьми является надежда на то, что с их по­мощью удастся устранить брешь между обеими группами психоаналитиков. С од­ной стороны, кляйнианцы, несомненно, получили подтверждение своих энергично отстаиваемых идей о первостепенной важности жизненных событий для последую­щего развития новорожденного. С другой стороны, объяснение процессов, благода­ря которым происходит дифференциация Самости и объектов, организуются влече­ния и формируются психические структуры, позволяет распространить скорее конвенциональный, «фрейдианский» подход на довербальную эпоху. Отныне суще­ствует возможность в понятиях, которые согласуются с общей метапсихологией фрейдовского анализа, объяснить феномены, на которые так настойчиво обращали внимание Мелани Кляйн и ее сторонники.

Исследование конгенитальных и перинатальных нарушений органов чувств ока­залось весьма ценным для разработки инструментария ученого, проявляющего ин­терес к подобным исследованиям развития, и мне кажется, что представленные здесь данные открывают новую перспективу для тех, кто стремится понять процессы раз­вития человеческий психики.


Комментарии закрыты.