http://npc-news.ru/

Игнорирование своего окружения

Задержка на доречевом уровне развития и постоянные ритмические, самостимулирующие движения заставили нас задумать­ся о характере ухода за ребенком. Чтобы правильно оценить наши соображения и ре­зультаты последующих интервенций, нужно иметь в виду, что речь идет здесь о кон­кретном случае. Хотя вполне вероятно, что вмешательства, которые будут описаны ниже, оказались важными для развития ребенка, доказать это все же нельзя. Возмож­но, многое из того, что наблюдалось в течение прошедших восемнадцати месяцев, объясняется исключительно процессами созревания. Кроме того, существует возмож­ность, что расхождения между нашими данными и данными немецких авторов, ко­торые выявили у своих испытуемых признаки психической ретардации, объясняются генетически детерминированными различиями.

Наш пациент — ребенок из обес­печенной семьи, относящейся к среднему классу; его родители имели университет­ское образование, тогда как родители немецких детей характеризовались как недо­статочно обеспеченные и интеллектуально ограниченные. Если предположить, что наши усилия оказались эффективны, то мы не можем, однако, быть уверены в том, какую роль для всего процесса развития сыграло каждое из предпринятых нами кон­кретных вмешательств.

Прежде всего мы обратили внимание, что, несмотря на совершенно иное окру­жение, в котором находился ребенок, и несмотря на большое число людей, которые им занимались, у него было не так много возможностей устанавливать аффективные связи с людьми. Когда мальчик находился в больнице, он столкнулся с однообрази­ем распорядка дня. Играли с ним или нет, зависело от загруженности персонала. По­вторявшиеся изо дня в день действия, такие, как мытье и кормление, содержали мало социальных стимулов. Примечательно, например, что даже в двадцать четыре меся­ца он по-прежнему не предпринимал регулярных попыток самостоятельно есть. В ка­честве причины и дома, и в больнице указывалось: слишком сложно за ним убирать. Нам казалось, что причиной относительной задержки речевого и социального раз­вития являлись изолирующее воздействие со стороны его окружения, а также то, что уход за ребенком нередко осуществлялся чисто формально.

Основываясь на этих наблюдениях, мы начали с того, что попытались интенсифи­цировать стимуляцию как в рамках мероприятий по уходу за ребенком, так и неза­висимо от них.


Комментарии закрыты.