http://npc-news.ru/

Применение принципов эпигенеза

Описание Абрахама (Abraham 1924) шести ступеней развития либидо и шести соответствующих фаз объектной любви предшествовало многим работам о том, как следует применять принципы эпигенеза (то есть развития через новообразова­ния) к психическому развитию. Рене Шпиц, который исходит из того, что «соци­альная» улыбка формируется примерно в три месяца, а страх посторонних людей — примерно в восемь, подразделяет оральную фазу на три ступени. Описание Марга­рет Малер (Mahler 196S) первых трех лет жизни в виде последовательности симби­оза, сепарации/индивидуации и фазы нового сближения (см. статью Й. Шторка в этом томе) и вывод Эриксона (Erikson 1956) на основе психосоциальных крите­риев (см. статью Э. К. Адамса в т. III) о наличии восьми фаз в развитии человека, пред­ставляют собой расширение этого принципа исследователями-психоаналитиками, в последовательности этапов и периодов, которая описывается Пиаже, и в идее Мак-гроу (McGraw 1945), что последовательность формирования различных моторных способностей подчиняется определенным правилам и ее можно предсказать, осуще­ствляется этот же самый принцип. В каждом случае сущность лежащей в основе структуры или функции понимается, с одной стороны, как результат генетически обусловленных процессов, с другой стороны, как результат влияния внешней среды, в которой они проявляются.

Поскольку психические функции в процессе развития изменяются в предопре­деленной последовательности, мы можем понимать развитие коэнестетических ощу­щений, то есть дифференцирующего зрения и слуха — «ведущей модальности орга­нов чувств», как последовательность точек вдоль эпигенетической линии.

Так как каждая из этих функций появляется во временной связи с определенными фазами других последовательностей развития, выпадение определенной функции можно ис­пользовать для того, чтобы отделить аспекты специфического для фаз поведения, ко­торое коренится в генетически обусловленной предрасположенности индивида, от аспектов, отражающих влияние внешгей среды, Описанные выше аномальные ре­акции слепорожденных в сфере обусловленных созреванием навыков хватания и ко­ординации между глазом и рукой вносят здесь необходимую ясность. Тем самым конгенитальная и перинатальная утрата органов чувств предоставляет возможность исследовать множество процессов, связанных с процессами интернализации, диффе­ренциации себя и объекта, возникновением психических структур, а также разви­тием аффективных и когнитивных способностей.


Комментарии закрыты.