http://npc-news.ru/

Процесс психического структурообразования

Сам по себе процесс интернализации и пси­хического структурообразования не пострадал.

Вывод о том, что сама по себе конгенитальная глухота не влияет на процесс струк­турообразования психики в доэдиповой фазе, согласуется с наблюдениями других ис­следователей и представителей других направлений, которые занимались нормаль­но развивающимися детьми. Пиаже (Piagлt 1923), например, обнаружил, что речь как средство высказываться о причинности событий начинает использоваться толь­ко между шестым и седьмым годами жизни. Вместе с тем поведение восемнадцати­месячных детей, пытающихся решать проблемы, свидетельствует о том, что они уже обладают пониманием причинных связей. Выготский (Выготский 1934) также не смог установить специфической связи между генетическими корнями мыслитель­ных процессов и происхождением речи. Он пришел к выводу, что внутренняя связь между ними является «не предпосылкой, но, скорее, результатом исторического раз­вития человеческого сознания».

В переводе на немарксистский язык вывод Выготского, так же, как и Пиаже, подтверждает действие эпигенетического принципа. То есть может быть так, что все более важная роль, которая принадлежит в человеческой коммуникации речи, обусловлена и возрастом ребенка между пятью и семью годами, и его окру­жением, в котором консолидируется способность общаться с помощью речи. Сле­дующие данные показывают, что выводы из этого принципа важны в психопато­логии как глухих людей, так и обладающих слухом.

а) В отличие от пятилетнего лишенного слуха ребенка, у взрослого человека, который глух от рождения, несомненно, проявляются психопатические черты. Это согласуется также с нашими выводами о том, что трудности, с которыми обыч­но сталкиваются более взрослые люди, всегда предполагают наличие психическо­го структурообразования.


Комментарии закрыты.