http://npc-news.ru/

Аффективные связи

«Если при паническом страхе индивид начинает печься только о самом себе, то этим он подтверждает мысль, что аффективные связи, дотоле преуменьшавшие для него опасность, исчезли».

Зигмунд Фрейд. «Психология масс и анализ Я» (XIII, 105)

Психоаналитическая теория с момента своего возникновения претендовала на описание «нормальных» способов поведения и основных этапов развития ребен­ка в обычного, «нормального» взрослого человека и на их объяснение в рамках ра­ционально устроенной структуры, несмотря на то, что психонализ исходил главным образом из исследования психических расстройств (Freud 1895,1901,1905). Б про­цессе развития психоанализа его теория и методические подходы достаточно рано (двенадцать лет спустя после появления основополагающего психологического тру­да Фрейда «Толкование сновидений», 1900) стали применяться к антропологии и ранней истории человечества (Freud 1913). Сам Фрейд написал несколько статей, посвященных исследованию общества (Freud 1921,1930,1933), идеи которых затем развивались, изменялись и дополнялись в основном группами англосаксонских ана­литиков, входившими в Международное психоаналитическое объединение. Исход­ным пунктом при этом явилась интенсивная работа с детьми (Klein 1932), к кото­рой позднее добавились исследования отношений между родителями и ребенком в так называемых примитивных сообществах. В «Детстве и обществе» Эриксон (Erikson 1950), основываясь на изучении неевропейских народов, дополнил теорию психосексуального развития ребенка, на котором делал акцент Фрейд, психосоциаль­ным подходом к развитию (см. статью Э. К. Адамса в т. III). По мнению Эриксона, культурные различия не создают принципиально новых способов поведения или ка­честв, но в соответствии с принципами взаимовлияния и взаиморегуляции в реаль­ных внешних условиях формируют потенциальные паттерны поведения, фазовая по­следовательность которых является предопределенной.

Отказавшись от биологически ориентированных объяснительных подходов Фрейда, лежащих в основе его теории влечений и либидо, представители неопси­хоаналитической школы стали уделять главное внимание в исследовании форми­рования личности и возникновения психических расстройств (неврозов и психо­зов) культурным и социальным влияниям. Тем самым в той или иной степени имплицитно были поставлены под сомнение две важнейшие, с точки зрения Фрей­да, цели психоаналитического исследования: действие бессознательных сил в про-> цессе формирования психики и разработка универсальной психологии, основанной в конечном счете на биологических предпосылках, которая должна разобраться в конфликтах и компромиссных образованиях различных инстанций. К. Хорни пи­шет об этом: «Однако не столь очевидно, что вариации существуют не только в обы­чаях, но и во влечениях и чувствах, хотя прямо и косвенно это было установлено антропологами» (Ногпеу 1936,12).


Комментарии закрыты.