http://npc-news.ru/

Возникновение психических болезней

То же самое относится к истории возникновения психических болезней, кото­рые можно объяснить с точки зрения функционирования психического аппарата (см статью А. Холдера в т. I). Различные формы проявления (симптоматические об­разования) нельзя объяснить ни врожденными структурными различиями, ни усло­виями жизни в конкретном обществе, Не существует психических заболеваний, ко­торые можно было бы обнаружить иаслючительно в определенной культуре и только в ней.

Структуру, процесс течения и различные механизмы истерических симптомов или психотических состояний можно понять и тем самым подвергнуть лечению даже в полностью отличающихся друг от друга культурах. Разные обозначения, такие, как например, пиблокток у эскимосов (арктическая истерия), шаманизм у индей­цев Северной Америки и аборигенов Центральный Австралии или состояния исте­рии страха у представителей западноевропейской культуры, стирают то общее между ними, что было понято аналитиками. Различные формы проявления, то есть содер­жательные выражения, следует рассматривать во взаимосвязи с общественными формами, в которых они встречаются. При этом учитываются господствующие убеждения, обычаи, традиции, конфликты и интересы. Они в свою очередь всегда вы­ступают в качестве компромиссных образований между структурами влечений, ко­торые требуют отвода в рамках первичного процесса, и инстанциями Я, вызываю­щими их отсрочку и преобразование.

Несомненно, заслугой Фрейда является то, что он связал индивидуальную жизнь взрослого человека с детскими переживаниями и тем самым привнес подход, ори­ентированный на среду, в психологическое исследование. Но это все же только одна сторона того, что он хотел показать. Ребенок не только пассивно подвергается влия­нию со стороны окружения (обучению и воспитанию), но и сам постоянно изменя­ет свое окружение в соответствии с условиями сформированных у него психофизи­ческих базисных структур. Они в значительной степени являются независимыми от процессов, присущих тому или иному обществу, и формируются в период симби­оза с матерью: например, потребность в заботе и чувство зависимости; глубокое ра­зочарование при отделении Я и не-Я; неизбежные переживания фрустрации в про­цессе отделения от матери; проистекающие из переживаний утраты наклонности к разрушению и уничтожению; развивающаяся в результате этого потребность в за­щите от опасностей, возникающих изнутри.


Комментарии закрыты.