http://npc-news.ru/

Составная часть психоанализа

Фрейду (1933) принадлежит классическое описание Оно, которое может счи­таться неотъемлемой составной часть психоанализа.

«Благодаря влечениям Оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли… Логические законы мышления к нему не относятся, прежде всего тезис о противоречии.- В Оно нет ничего, что можно было бы отожде­ствить с отрицанием., нет ничего, что соответствовало бы представлению о времени… Желания-побуждения, которые никогда не переступают через Оно, а также впечат­ления, которые вследствие вытеснения опустились в Оно, виртуально бессмертны; спу­стя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново.,. Само собой разумеется, Оно не ведомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль… Все катекси-сы влечений, стремящиеся к отводу, полагаем мы, находятся в Оно» (XV, 80—81).

Мы видим, что даже среди психоаналитиков нет единого взгляда на происхож­дение культуры и на возможность сравнения людей из разных обществ. Картина мнений и теоретических подходов к изучению взаимоотношений между индивидом, культурой и обществом становится совсем необозримой и запутанной, если привлечь другие научные дисциплины, например академическую психологию, социологию, ан­тропологию и этнологию. Все упомянутые дисциплины, которые в конечном счете должны способствовать самопознанию человека, выхватывают частные феномены, анализируют их в соответствии со своими методическими принципами и таким об­разом приходят к своим результатам или гипотезам. Психоанализ, стремившийся создать систему соотносительных понятий, которая бы включала в себя эти дисцип­лины, столкнулся с сильнейшим сопротивлением во всех данных сферах. Из-за гер­метичной структуры понятий соответствующих научных направлений причины многочисленных нападок не всегда можно было установить, но каждый находил себе партнера для критики нетрадиционных идей, проявлял возмущение по по­воду отдельных феноменов (сексуальности), оспаривал научность использованных методов (вчувствования, нахождения смысловых связей, интерпретации сопротив­ления, переноса и т.д.) и отвергал результаты исследования из-за отсутствия объек­тивных (то есть статистических) способов верификации.


Комментарии закрыты.