http://npc-news.ru/

Эмпирический материал для фрейдовского исследования

Примитивные народы, описания бессознательных импульсов которых (всемогу­щества мыслей, принципа избегания неудовольствия) во многом совпадали, послу­жили эмпирическим материалом для фрейдовского исследования. Их культурные достижения, искусство, религия, нравы, обычаи и традиции, по-прежнему жившие в символах, мифах и сказаниях, явились предметом исследования. С таким выбором предмета исследования были сопряжены определенные трудности, в которых Фрейд вполне отдавал себе отчет. Из-за/гого, что авторы научных статей, как правило, осно­вывались на чужих наблюдениях, возникали всевозможные ошибки, искажения и не­правильные интерпретации; кроме того, и сами наблюдатели во многих случаях об­ращались за помощью к переводчикам. Реалистичному изложению фактов мешалс также и то, что эта область самых сокроьенных процессов пронизана разного рода санкциями и запретами, а наблюдатели являлись в общем-то посторонними людь­ми. Еще одну причину неверного понимания «первичного состояния» Фрейд видел в том, «что даже самые примитивные и консервативные народы в известном смыс­ле являются древними народами, имеющими за собой долгий период истории, за ко­торый то, что было вначале, в значительной мере развилось и преобразовалось» (IX, 8). Поэтому трудность заключается в том, что «не так-то просто решить, что в ак­туальных отношениях можно принять за отображение верно понятого прошлого и что за вторичное его искажение» (там же).

Для объективного изображения ценностных представлений, а также фантазий важно прежде всего преодолеть культурную отчужденность наблюдателя. Без пони­мания бессознательного механизма проекции собственные психические проявления нередко приписываются этим «примитивным» народам. Наряду с общепризнанным искажающим воздействием мышления, исполненного предрассудками о тех, кто яв­ляются «иными», чем мы, другому приписываются стремления и желания, которые отрицаются у себя. Расист, например, проецирует свои недостатки и тайные склон­ности на угнетаемое меньшинство. 3. Фрейд пишет о механизме проекции: «Враж­дебность, о которой ничего не известно и впредь ничего не хочется знать, перено­сится из внутреннего восприятия во внешний мир, при этом она отнимается от самого себя и приписывается другим» (IX, 79). Пример: в крестовые походы остатки собственного неверия проецировались на обращавшиеся в веру народы; а благодаря их подчинению появлялась возможность снова терпимо относиться к собственному «безбожию». Этот механизм вызывает проблемы при работе с чужи­ми культурами, когда представители победивших культур без какой-либо рефлексии проводят исследования среди побежденных.


Комментарии закрыты.