http://npc-news.ru/

Критика Тотема и табу

Критика, раздавшаяся со стороны антропологов после появления «Тотема и табу», требовала, чтобы психоанализ сам привел эмпирические доказательства, например транскультурной универсальности эдипова комплекса, благодаря чем у психоаналитические объяснения должны были утратить свой большей частью гипотетический характер. Легко понять, почему психоаналитически подготовлен­ные этнографы сами теперь взялись за работу, связанную с наблюдением и сбором данных о других народах. Тем самым, по меньшей мере частично, были исправле­ны ошибки, которые возникли при использовании первичного материала разных авторов.

Этот период можно считать началом самостоятельных психоаналитических эт­нографических исследований, он же знаменует наступление второй фазы развития аналитической этнографии.

Выдающимся представителем этой эпохи считается Г. Рохейм, которому принад­лежат уже цитировавшиеся выше труды и статьи, изданные в двух известных сериях «Психоанализ и социальные науки» (Muensterberger, Axelrad 1963—1958) и «Психо­аналитическое исследование общества» (Muensterberger, Axelrad 1964-1968). Осно­вываясь на идеях Фрейда, Рохейм с помощью традиционных для того времени этно­графических методов исследования собрал богатый материал, касавшийся поведения некоторых племен западной части Центральной Австралии. Этот материал состоял главным образом из наблюдений, рассказов аборигенов и сообщений работавших там миссионеров. По существу, принципы организации, описанные при изучении столь разных народов, как туземцы Центральной Австралии, индейцы Самоа, североамери­канские индейцы юроки, навахи и некоторые небольшие южноамериканские племе­на, обитающие в области Амазонки, оказались одинаковыми. Они касались материаль­ных и Климатических условий, повседневной жизни, социальной организации, включая отношения между родственниками, методов социализации, воспитания детей, ритуа­лов инициации, сексуальной жизни в целом, мифов и ритуальных обычаев, магии и, наконец, специфических для каждого пола иерархических отношений в группах. В ходе методического анализа этих феноменов не было получено какого-либо нового по содержанию материала, а их классификация и толкование осуществлялись в соот­ветствии с психоаналитической теорией. Тем не менее в этой второй фазе аналити­ческой этнографии наметились интересные подходы, которые удалось успешно реа­лизовать только в более поздние годы.


Комментарии закрыты.