В структурированных таким образом рамках исследования особое значение приобретают речь и взаимопонимание. Поэтому выбирались народы, которые владели одним из европейских языков или язык которых аналитик мог быстро и легко выучить. Проблемы, возникавшие вследствие некритичного использования иностранных языков, до сих пор практически не учитывались. В соответствии с основными задачами прежде всего обсуждалась лишь принципиальная возможность использования ситуации психоаналитической беседы. Несомненно, что, если бы удалось преодолеть языковые различия, эффективность проводимого аналитиком интервью могла бы существенно возрасти. Тем не менее реакции различных анализандов на интерпретации свидетельствуют о том, что феномены сопротивления и переноса возникают у них уже через несколько часов, точно так же, как у пациентов из нашей культурной среды.
Можно выделить два подхода к исследованиям, которые объясняются историческими и социальными факторами. Исследования первого рода, продолжившие традицию Рохейма, возникли в США, куда переселились во время Второй мировой войны или незадолго перед ней работавшие в Европе аналитики. И не всегда главными здесь были политические мотивы. С одной стороны, определенную роль, возможно, сыграла тесная связь с Англией, где психоанализ уже в ранние годы нашел восторженных приверженцев, с другой стороны, желание заниматься психоанализом там, где в результате самых разных европейских влияний возникла новая культура, новый «стиль жизни». Кроме того, эта страна, в которой ощущалось значительное влияние не только выходцев из Европы, являлась великолепным полигоном для демонстрации универсальности и пригодности психоаналитической теории. Мюнстербергер (Muensterberger, Axelrad 1953 — 1958, v. Ill) был одним из первых, кто успешно анализировал выходцев из неевропейской культурной среды еще до того, как в этих странах были основаны собственные психоаналитические общества (например, в Индии). С тех пор аналитикам часто удавалось успешно лечить людей, принадлежащих другой культуре.
В США понимание переселенцев являлось вопросом существования. Только Щ в том случае, если бы этих людей удалось интегрировать без слишком больших проблем, адаптировать их к преимущественно европейскому образу жизни, нация могла бы нормально существовать. Поэтому вполне понятно, что основное внимание уде лялось процессам аккультурации, а также проблемам, которые могут возникать при культурной ассимиляции индивидов из других культур. Поэтому такая работа никогда не являлась чисто научным исследованием — аналитики постоянно занимались также решением проблем, возникавших в повседневной жизни. В качестве примера подобных исследований можно привести работы Бриса Бойера и его коллег, которые подробно исследовали помещенные в резервацию индейские племена мескалеро и чирикахуа.