http://npc-news.ru/

Метод толкования пятен

Прежде всего в качестве проективного теста использовался метод толкования пятен Г. Роршаха (Rorschach 1937) или одна из его модифицированных версий. Про­ективным он называется потому, что испытуемый «проецирует» на чернильные пят­на, представляющие собой относительно неструктурированные изображения, абст­рагированные от конкретных объектов восприятия, компоненты собственной личности. То, что испытуемый видит в пятнах, определяется не только объективным восприятием с помощью органов чувств, но и динамическими процессами психики. Что и как воспринимается, позволяет сделать выводы о тех процессах, которые вклю­чены в восприятие. При обработке результатов наряду с содержательными катего­риями можно выявить также функциональные и структурные связи. Благодаря этому становятся понятными элементарные способы функционирования человека, его инстинктивная и аффективная жизнь, а также ее преобразования под воздействи­ем защитных процессов. Более подробное описание этого метода содержится, напри­мер, в работах Э. Бома (Bцhm 1967), а также Клопфера и Дэвидсона (Klopfer, Davidson 1967).

Изложение результатов исследования «закрытых» обществ следует предварить данными, полученными Эрихом Сименауэром (Simenauer 1962) о новых факторах развития неврозов у народности банту в Восточной Африке.

Сименауэр опирается на результаты исследования 3000 пациентов с преимуще­ственно психосоматическими нарушениями, которых он лечил в течение шестнад­цати лет своей врачебной практики.

Помимо целого ряда внешних и внутренних трудностей, которые препятствова­ли проведению анализа, он упоминает прежде всего тенденцию африканцев говорить «в угоду белому человеку». Он относит эту установку к защитным механизмам мазо­хистской природы, проявляющимся всякий раз, когда индивид сталкивается с реаль­ностью, на которую он не в состоянии повлиять. Сименауэр предлагает ввести опре­деленный параметр, названный им фазой подготовки, в которой белый аналитик демонстрирует поведение, противоположное ожиданиям пациента-негра. Таким об­разом редуцируется отрицательное влияние на терапию чрезмерных позитивных ожи­даний. Это способствует установлению между аналитиком и пациентом подлинных межличностных отношений, в которые пациент, несмотря на все свои отличия, чувст­вует себя принятым.

Очевидно, что объяснять эту установку исключительно историческими и соци­альными причинами недостаточно; скорее следует предположить, что в этом прояв­ляется важная особенность базисной психической структуры народности банту. Си­менауэр сам отмечает, что в эдиповой ситуации у ребенка банту практически не отмечается агрессия против отца. Вместе с тем большинство пациентов принад­лежали к племенам с матриархальной организацией, при которой физический отец в значительной степени исключается из воспитания. Но едва ли можно согласиться с Сименауэром, когда он говорит об аналогичном отсутствии агрессивности в доэдиповых отношениях между матерью и ребенком.


Комментарии закрыты.