http://npc-news.ru/

Сознание вины

Сознание вины — то есть Сверх-Я — существует также и здесь. Вследствие ши­роких семейных связей ранние идентификации не ограничиваются только первич­ной семьей. Уважаемый человек, олицетворяющий совесть, объединяет коллектив племени или группы. Кроме того, преобладает ориентация на благожелательность, избегание всякого рода обид, если они не могут быть возмещены жертвенными ри­туалами. Поэтому вряд ли у кого вызовет уд ‘<вление выявленный Сименауэром факт, что в этих условиях необычайно распространены фобии и прочие симптомы трево­ги. Согласно некоторым статистическим данным, почти у 75 % туземцев отмечают­ся психоневротические явления.

Согласно Сименауэру, результаты, полученные им в психоаналитическом поле­вом исследовании, можно рассматривать как «часть пионерской работы», в которой не только учитывается роль культуры и воспитания в формировании Я, но и одно­временно подчеркивается принципиальное сходство в построении психического ап­парата и индивидуальных конфликтных ситуаций, возникающих под воздействием влечений и их производных.

В работах Ларина и Моргенталера (Parin, Morgenthaler 1963, 1971), проведен­ных с представителями африканских народностей догонов и агни, было показано, что психоанализ может использоваться в качестве эффективного средства исследования народов, социальная организация и индивидуальная жизнь которых относительно мало изменилась под влиянием европейской культуры. В обоих случаях основное вни­мание уделялось типичным формам разрешения конфликтов и исследованию пре­обладающих импульсов влечений, но при этом авторы не претендовали на изобра­жение «типичного» человека. Для этого число проанализированных людей в обоих случаях было слишком незначительным, психически больные люди специально не об­следовались, а число сеансов не было достаточным, чтобы проанализировать все кон­фликты. В обоих исследовательских проектах для верификации результатов допол­нительно изучались протоколы теста Роршаха, о которых сообщается в конце настоящей статьи. Наряду с изучением специфических различий при формировании психических инстанций, которые подробно обсуждались в психоанализе на примере европейцев, благодаря выбору народностей с различной клановой организацией — патрилинейным порядком наследования у догонов и матрилинеиным принципом организации у агни — появилась принципиальная возможность оценить, насколько применимы здесь психоаналитические методы. Различались не инстинктивные по­буждения как таковые, а конкретные формы развития влечений, неизбежно связан­ные с разнообразными превращениями и преобразованиями с точки зрения пер­вичного приспособления к имеющимся объектам или репрезентантам объектов. Поэтому особое внимание в построении функциональных психических систем уде­лялось недифференцированно воспринимавшимся людям и ситуациям из раннего детства. В этом смысле «наследованию» через окружающий мир следует придавать гораздо большее значение, чем передаче диспозиций с помощью генов.


Комментарии закрыты.