http://npc-news.ru/

Удовлетворение нарциссических желаний

Дееспособность Я всегда определяется существующими отношениями с группой, благодаря которым достигается удовлетворение нарциссических желаний. Их мож­но свести к сохраняющимся первичным чувствам всемогущества, которые пере­живались при взаимодействии с первичными объектами. Отсутствием фру-стрирующих воспитательных мер в раннем детстве объясняется то, что в отличие от западных культур, среди функций Я-идеала большее значение приобретает удов­летворение желаний, а не интроекция авторитарных запретов. Клановая совесть догонов, соответствующая Сверх-Я европейцев, благодаря социальной вовлечен­ности и акценту ее требований на практической жизни является не столь садист­ской. Запреты нередко нарушаются, но из-за отсутствия достаточной интроекции олицетворяющих их людей почти не вызывают чувства вины. За нарушения табу не грозит наказание. Индивид может нарушать табу в зависимости от своего поло­жения в обществе. В свою очередь соблюдение табу ведет к укреплению чувства общ­ности, из которого Я черпает свою силу.

Только полное отделение от привычного окружения и нарушение ориентирован­ного на совместную жизнь Я-идеала ведут к снижению самооценки и возникнове­нию острого чувства одиночества. Здесь следует отметить часто наблюдаемый симп­том «brain-fag» (нарушение работоспособности) у африканских студентов (Prince 1960), возникающий, как правило, тогда, когда нет возможности для отвода напря­жения, порождаемого влечениями, в совместной деятельности (так называемый за­щитный механизм материализации). Совместная деятельность способствует разви­тию интерперсональных отношений в смысле сближения, вчувствования и соучастия и обеспечивает распределение либидинозных и агрессивных импульсов среди не­скольких партнеров.

Клановая совесть проявляется в желании защищенности, единения с группой и, в конечном счете, удовлетворительных дуальных отношений с матерью доэдипо-ва периода. Удовлетворение этого желания укрепляет чувство идентичности с на­родом и побуждает каждого догона без принуждения включиться в совместную жизнь. Это, наверное, способствовало тому, что догонам удавалось противостоять культурным влияниям, которым они подвергались в период французского колониа­лизма, или без ущерба для себя интегрировать их в свою общественную структуру.

Агни воспитывают своих маленьких детей аналогичным образом (Parin, Morgen-thaler 1971). Полное удовлетворение влечений в симбиотическом единстве с кормя­щей матерью и одновременно испытываемое нарциссическое удовлетворение от вни­мания со стороны других людей в первые два года жизни создают условия для здорового процесса индивидуации.


Комментарии закрыты.