http://npc-news.ru/

Подтверждение различных теорий этиологии

Неоднократно делавшийся вывод о том, что у большого числа слепорожденных детей развивается синдром, напоминающий детский аутизм2, можно привлечь для подтверждения различных теорий этиологии этого достаточно редкого состояния. Как я уже отмечал, существует возможность рассматривать утрату органа чувств как «эксперимент природы», что и привело к появлению подобных исследований. Ис­ключение имеющихся паттернов стимуляции позволяет сделать акцент на аспектах взаимодействия между организмом с его врожденными способностями и средой, ко­торые в противном случае остаются скрытыми. Выражаясь иначе, нарушение воспри­ятия по его воздействию можно представить как генный фактор с ограниченным ди­апазоном действия. Помимо установленных и неизменных его эффектов, имеются и другие воздействия, различающиеся у разных людей и выступающие как функция условий, в которых протекает развитие. Например, ни один слепой от рождения че­ловек не способен понять, что мы имеем в виду под цветом. Но сможет ли такой чело­век развить дифференцированное представление о себе, сможет ли он радоваться музы­ке или математике, будет зависеть от того, какие пригодные альтернативы предоставит ему окружение. Хотя факт врожденной слепоты во сто крат повышает вероятность того, что разовьются аутистические черты, возникновение аутизма, однако, не являет­ся неизбежным.

Рис. 1. Впервые опубликовано в сообщениях «New York Academy of Science» (1965)


Эскалона (Escalona 1965) понимает это воззрение более широко. Она отмечает, что в большинстве исследований поведение и личность рассматриваются как непо­средственный результат взаимодействия между организмом и внешней средой (см. рис. 1 А). Эта модель, полагает она, страдает недооценкой того, что организм ни­когда не пребывает в одном и том же состоянии (см. рис. 1 Б). Созревание нервной си­стемы, влияние предыдущего опыта и непрерывно протекающие процессы пищева­рения постоянно изменяют органическую структуру психической конституции. Всем этим влияниям она дала название «организмическое состояние» (organismic state)(см. рис 1 Б).


Комментарии закрыты.