http://npc-news.ru/

Отсутствие заботы со стороны окружения

Ни драматические последствия полного отсутствия ухода за ребенком со сторо­ны окружающих, ни возможность компенсировать их в первые три года жизни не помогают нам выделить те элементы е «среднестатистическом» диалоге между ма­терью и ребенком, которые важны для здорового психологического развития. Поэто­му исследователь, который сегодня пытается определить «хорошее материнское по­ведение», склонен к ошибочным выводам, принимая часть за целое, подобно тому, как на рубеже веков его предшественники считали, что сосание груди составляет важный элемент детского опыта. Здесь был необходим естественный эксперимент, а именно введение кормления из бутылочки вместе с наблюдениями за поколения­ми развивающихся искусственно вскармливаемых младенцев, чтобы отвести опыту сосания соответствующее место. Отсюда можно заключить, что этот столь очевид­ный и важный элемент в отношениях матери и ребенка оказывается не таким уж су­щественным для обретения важных интернализаций, ведущих к дифференциации себя и объектов, построению психических структур и развитию как аффективных, так и когнитивных способностей. Депривация специфических сенсорных пережи­ваний, которые, безусловно, связаны с кормлением грудью (таких, как ощущение и вкус соска матери во рту, запах и ощущение самой груди и тд,,), вполне сочетается с совершенно нормальным развитием во всех сферах. По аналогии мы рассмотрим теперь другие специфические явления депривации.

Как уже отмечалось, разрушительные последствия, возникающие при продолжи­тельном отсутствии ухода со стороны окружения, можно также встретить у большо­го числа конгенитально слепых детей. В недавно проведенном исследовании Сельма Фрайберг (Fraiberg 1973) изучала некоторые специфические воздействия, которые эта форма нарушения оказывает на отношения между слепым ребенком и матерью. Она демонстрирует, как сама по себе слепота разрушает систему взаимно усиливаю­щегося обмена стимулами, из которого в норме развиваются отношения между ребен­ком и матерью. С самого начала слепому новорожденному не удается посылать сигна­лы, подобные тем, что посылают дети, способные добиваться от матери определенного поведения, и реагировать на спонтанное обращение матери так, чтобы еще больше уси­лить заботу матери.

Если мать приписывает тупость в реакциях ребенка в период пер­вых месяцев тому, что у нее «спокойный» и «смелый» ребенок, то она сама пребы­вает во фрустрирующем эмоциональном вакууме. Это в свою очередь очень часто приводит к тому, что она отстраняется от не приносящего радости ребенка. И, таким образом, состояние дефицита недостаточно стимулируемого ребенка усугубляется.


Комментарии закрыты.