http://npc-news.ru/

Чем заменят «черные ящики»?

50 лет назад появились первые «черные ящики» для самолетов. «Неделя» выясняет, чем заменят их в недалеком будущем?

После каждого крушения самолета первым делом ищут «черный ящик» — потому что внутри него тайна катастрофы. Хотя, если покажут в телевизоре, — не такой уж он и черный да не такой уж и ящик. Кто и зачем «очернил» полезный прибор — за ответами на этот вопрос корреспондент «Известий» отправился в Курск.

«Ябедник» в пилотской кабине

— Вообще-то «черный ящик» — это научный термин, им обозначают систему, механизм работы которой неизвестен, — объясняет инженер-конструктор Александр Пыпин. — Хотя что может быть неизвестного в работе системы сбора и регистрации полетной информации?

Александр работает на курском предприятии «Прибор» в опытно-конструкторском бюро (ОКБ) «Авиаавтоматика», где конструируют и производят «черные ящики». И для Александра, понятное дело, никакой загадки «черный ящик» не представляет. А нам, конечно, заглянуть в его бронированное чрево все-таки любопытно.

«Черный ящик» — специалисты называют его «защищенный бортовой накопитель» (ЗБН) — лишь один из нескольких приборов, соединенных в «систему аварийной регистрации параметров полета» (САРПП). На Ту-154, который и поныне остается самым распространенным авиалайнером на пространстве СНГ, бортовые системы регистрируют сведения о сорока параметрах полета — таких, как высота, скорость, бортовая и вертикальная перегрузка, углы отклонения рулей, курс, положение органов управления (рукояток и педалей), режим работы двигателей и т.д.

Вся эта информация направляется в «кассетный бортовой накопитель» (КБН), установленный в пилотской кабине, и в «защищенный бортовой накопитель» (ЗБН) — его размещают в хвосте самолета, самом безопасном на случай крушения месте. Катушки с магнитной лентой из КБН используют в повседневной работе, например, при разборе полетов, за что летчики прозвали КБН «ябедником».

Там же, в хвостовой части, размещается второй «черный ящик», который записывает речь и звуки со всех микрофонов, которыми пользуются члены экипажа.

Информацию с магнитной ленты «черных ящиков» расшифровывают с помощью компьютера. Работа очень кропотливая, требующая нескольких недель, а иногда и месяцев. В результате по расшифрованным параметрам самолета можно смоделировать его полет на экране монитора либо ввести все данные в тренажер и получить полную картину того, что привело к аварии.

Но даже если удается отыскать «черные ящики», это не всегда означает, что можно точно установить причину катастрофы, так как при крушении самолета магнитная лента, бывает, рвется, ее приходится склеивать, теряя часть ценнейшей информации… Впрочем, система аварийной регистрации на ленточных самописцах считается вчерашним днем.

«Журавль» уже в небе

Я держу на ладони стальной оранжевый ящик размером с коробку для детской обуви. Правда, вес у него не детский — килограммов пять. Это одна из последних разработок курского «Прибора» для гражданских самолетов. Называется МБР-ГА. По словам конструктора Пыпина, этот бортовой самописец гарантирует сохранность своего содержимого в огне при температуре 1100 градусов Цельсия, в воде на глубине в 6 километров и при ударной нагрузке 3400 g.

— Такой удар соизмерим с выстрелом из пушки, — поясняет он. — Мы сделали специальную титановую кассету, туда поместили самописец и пороховой заряд и на полигоне выстрелили. Прибор полетел, ударился о препятствие, но его начинка не пострадала.

Живучесть «черного ящика» нового типа объясняется особенностями его конструкции.

— Наши бортовые самописцы твердотельные, на флэш-памяти, электронные, у нас нет движущихся механических частей, там нечему рваться, — говорит заместитель главного конструктора ОКБ «Авиаавтоматика» Станислав Селезнёв. — Когда беда случилась в Индии, разбились два купленных в России истребителя, да и у нас, когда упал во время испытательного полета новый Як-130, вся информация из «черных ящиков» была получена уже через сутки после крушения…

Кстати, этот прибор не просто хранит информацию о полете на случай аварии, но даже может ее предотвратить. В самописец можно ввести критические для самолета летно-технические параметры, ну, например, максимально допустимый крен или скорость снижения, и если пилот начнет приближаться к этим параметрам, самописец предупредит об опасности. Хотя… конструкторы уверяют, что в будущем, вполне вероятно, и необходимость в «черных ящиках» отпадет. Уже создана и опробована на истребителях Су-27 и Миг-29 интегральная информационно-аналитическая система «Журавль», которая в режиме реального времени передает с летящего самолета по радиоканалу на землю информацию о состоянии всех его систем и действиях экипажа n

Родом из Австралии

Первый в мире «черный ящик» был создан в 1958 г. в Австралии. Его изобретателем считается ученый Дэвид Уоррен. По его словам, идея создания «черного ящика» появилась в 1953 году после крушения реактивного самолета «Комета». Тогда никто не уцелел, не было свидетелей, и причину крушения установить не удалось… Кстати, задолго до того, в 1934 году, в Австралии разбился другой пассажирский самолет, в котором летел отец Уоррена…

В Советском Союзе первые бортовые системы контроля и регистрации полетной информации разработали и серийно освоили в начале 70-х годов прошлого века на киевском предприятии «Электронприбор». С украинскими «черными ящиками» до сих пор летают все пассажирские авиалайнеры, построенные до распада СССР. В России налажено собственное производство бортовых регистраторов — в частности, на курском ОАО «Прибор» и смоленском ОАО «Измеритель».

Сейчас «черные ящики» применяются и на морских судах, и на железнодорожном транспорте. В Великобритании «черные ящики» начали устанавливать даже в автомобилях, что помогает установить действительную причину аварии, как в случае с Антонио Сингом: юный сын мультимиллионера на спортивном Range Rover врезался в едущий навстречу автомобиль и покалечил его пассажиров. В суде Антонио клялся, что не нарушал правил, однако установленный в его машине «черный ящик» зафиксировал скорость 112 км в час при разрешенных 50 км. Юношу упекли за решетку на два года.

Что записали приборы

Из переговоров в кабине Ту-154

(разбился 22 августа 2006 года под Донецком, погибли 159 пассажиров и 10 членов экипажа)

11:36:55. Э (член экипажа): Доложите, что у нас SOS.

11:36:57-11:36:59,6. 2П-ст (2-й пилот-стажер): SOS, 612-й, SOS…

11:37:01. Д (диспетчер): Пулковский 612, я вас не понял.

11:37:02. КВС (командир воздушного судна): Б…дь, скорость какая?

11:37:03-11:37:05,2. ШТ (штурман): SOS, SOS, Пулк…12, SOS, SOS, SOS, Пулк…

11:37:06. КВС: Скорость какая? Скорость какая?

11:37:41,9. Э: (Неразборчиво).

11:37:45 КВС: Левой давай!

11:37:49,1. Э: (Неразборчиво).

11:37:50,5. КВС: Вова, давай там помогай Андрюхе.

11:37:53. Э: (Неразборчиво).

11:37:55. ШТ: Высота 2000, Вань, 2000!

11:37:58. ШТ: (Неразборчиво). 2000, Вань, 2000…

11:38:01. КВС: Ё-моё!

11:38:03. Э: Брось… (неразборчиво).

11:38:04,1. КВС: (Неразборчиво). Вправо.

11:38:05,6. БИ (бортинженер): (Неразборчиво). Падаем.

11:38:06,9. ШТ: Сейчас влево, влево (неразборчиво).

11:38:07,9. Э: (Неразборчиво).

11:38:09. Э: Я не видел.

11:38:09,9. 2П (2-й пилот): Боже мой…

11:38: 10,5. ШТ: 2000. Вань…

11:38:10,5. Э: Без крена.

11:38:11,6. КВС: На себя, на себя, на себя, на себя! Андрюха, тяни на себя! На себя, Андрюха… (неразборчиво).

11:38:18,6. Э: (Неразборчиво).

11:38:20,3. КВС: Теперь взлетный. (Режим двигателей. — Ред.)

11:38:21,1. Э: Левая нога, крен убери.

11:38:23,1. 2П:(Неразборчиво).Не убивайте!

11:38:23,7. КВС: Андрюха, не паникуй!

11:38:26,5. Э: Не убивайте! Не убивайте!

11:38:27,5. КВС: Земля…

11:38:28,3. Э: (Неразборчиво).

11:38:30. КРИК. Конец записи.

Из переговоров в кабине аэробуса А-310 (выкатился при посадке с полосы в Иркутске 9 июля 2006 года, погибли 124 человека, включая командира, пилота и 7 бортпроводников)

22.44.11. 2П: Сибирь 778, посадка.

22.44.14. Д: Сибирь 778, посадка в 44 минуты, влево по рулежной дорожке 6.

22.44.18. КВС: Что такое?

22.44.18. 2П: Обороты растут!

22.44.19. КВС: Еще раз реверс!

22.44.20. КВС: Выкатываемся!

22.44.27. 2П: Почему?

22.44.28. КВС: Не знаю.

22.44.31. 2П: Ё…

22.44.32. КР: Выключаем двигатели!

22.44.34. До катастрофы — 3 секунды. Слышно, что шасси бегут по грунту.

22.44.37. Звук удара (столкновение с оградой автостоянки).

22.44.40. Грохот усиливается (разрушение фюзеляжа самолета).

22.44.41. Запись прерывается.

Почему не раскрыта тайна гибели Гагарина

На самолете Юрия Гагарина не было «черного ящика», поэтому никто до сих пор точно не знает, почему он разбился. Истребитель МиГ-15, на котором 27 марта 1968 г. Гагарин выполнял тренировочный полет, в 10 часов 31 минуту столкнулся с землей.

Эксперты опирались на косвенные данные: угол падения определили по срезанным березкам, состояние механизмов — по отпечаткам на циферблатах, время катастрофы — по наручным часам… Гибель Юрия Гагарина стала одной из тайн XX века. И время от времени появляются новые версии: от традиционной — в двигатель самолета попала птица до фантастической — его «сбили» инопланетяне.


Добавить комментарий

  

  

  

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>