http://npc-news.ru/

Психоаналитически ориентированная эт­нография

Знание действовавших у всех участников группы бессознательных механизмов, несмотря на существовавшие языковые трудности, способствовало пониманию про­блем, связанных с интеграцией. Результаты исследования позволили понять взаимо­действие социальных факторов, получить представление о бессознательных мотивах всех партнеров и, наконец, дать конкретные рекомендации относительно интеракциональной интеграции — речь идет о форме интеграции, в которой партнеры бла­годаря гибкой структуре учатся на примере друг Друга и изменяются во взаимодей­ствии между собой.

Наряду с изложением истории психоаналитических этнографических исследо­ваний и некоторых наиболее интересных работ, относящихся к недавнему време­ни, эта статья должна была показать, что психоаналитически ориентированная эт­нография способствует лучшему пониманию чужих культур. В научных целях современные исследователи уже не довольствуются одной только психоаналитичес­кой интерпретацией различного первичного материала, а также просто изучением мифов, обычаев и традиций чужих культур. Чтобы культура жила, нужны люди, ко­торые ее передают.

То, что с помощью обычных методов этнографии, а в последнее время также бла­годаря социологическим подходам, собирают, интерпретирует и рационально осмыс­ливают имеющиеся «факты», несомненно, является первым и важным шагом к по­ниманию. Именно этот уровень имеет в виду Майстерманн-Зеегер (Bingemer et al. 1970), говоря о том, что разъяснение первичных целей (понятие «primary task* было введено Тафтом [Taft 1955] в групповой работе Тэвистокской клиники в Лондоне) при изучении социальных, психологических, технических и экономических проблем служит путеводной нитью в исследовании и реализации конструктивных решений. Но это все же представляет собой лишь один из возможных путей развития этно­графически ориентированных наук.

Другой возможный подход заключается в психоаналитически ориентированном интервью, придающем жизнь застывшим формам культуры. Культура живет толь­ко благодаря своим индивидуальным представителям, а также тому, как они обра­щаются с вверенным им наследием

Для психоанализа как науки, стремящейся выяснить динамику психической жиз­ни, включение в исследование человека как структурного и структурирующего един­ства является обязательным методологическим условием. При этом она ставит зада­чей, принимая во внимание все инстанции и взаимодействие между ними, понять и объяснить настоящее и будущее индивида и общества. Разумеется, если иметь в ви­ду более крупные общества, она находится пока еще только у истоков своего широ­кого применения. Тем не менее ошибки, связанные с неправильным применением методов или необоснованных гипотез, не должны ставить под сомнение пригодность используемого инструмента как такового.


Комментарии закрыты.