http://npc-news.ru/

Психичес­ки больной член семьи

Таким образом, если в семье на сознательном уровне утверждают, что психичес­ки больной член семьи — если оставаться в рамках нашего примера — является «пар­шивой овцой», человеком, не соответствующим остальным членам семьи, чуждым всем им, то мы должны обсудить и обратную сторону, провести аналитическую ра­боту: мы должны попытаться понять, не является ли больной член семьи выразите­лем тех или иных граней общей семейной фантазии.

Так, например, больной может представлять для других определенную конфликтную структуру и ее решение, которое считается «нездоровым». Одновременно в этой же семье другой родствен­ник может занимать доминирующую, возможно, даже авторитарную позицию, демонстрируя другую форму и другую грань общего семейного конфликта. В та­ком случае нельзя говорить о том, что семья разобщена и не сплочена — речь идет о различных гранях общего семейного конфликта, о различных выражениях се­мейной фантазии и прочих общих групповых процессах в семье.

Как в частности показали психоаналитические исследования развития, психичес­кие инстанции и психический аппарат, психические особенности и функции чело­века формируются в раннем детстве под влиянием близких родственников (см. со­ответствующую статью А. Холдера в т. I).

Речь, следовательно, идет не только о созревании влечений, но и о взаимодействии с первыми значимыми людьми, преж­де всего с матерью, отцом, братьями и сестрами. При этом ребенок в своем психо­логическом развитии закономерным образом проходит ряд типичных стадий. Здесь можно придерживаться основной классификации фаз психического развития, кото­рые свойственны каждому человеку и которые оставляют после себя след в его окон­чательной психической структуре. Само собой разумеется, что определяющую роль играет особая форма отношения к «объектам раннего детства», к ближайшим род­ственникам.

Мы не можем довольствоваться лишь рассмотрением общеизвестной сторо­ны этого процесса развития, а именно более или менее успешными взаимодей­ствиями индивида с различными партнерами из своего ближайшего окружения. Мы обязаны помнить также о том, что с самого начала речь идет о взаимодей­ствии с групповой структурой: ребенок имеет дело не просто с отдельными людьми из своего окружения — с матерью, отцом, братьями, сестрами, а с чем-то боль­шим.

Более конкретное представление о таких взаимодействиях мы попытаемся дать на примере наиболее раннего жизненного периода — симбиотической фазы младен­чества. Известно, сколь велико значение близких отношений с матерью для новорож­денного ребенка.


Комментарии закрыты.