http://npc-news.ru/

Влияние семейной группы

Как и ребенок, мать тоже с самого начала является частью системы отношений, группы. Ребенок с самого начала, даже если это происходит главным образом через мать и в рамках диады мать-дитя, воспринимает групповые структуры, вовлечен в групповые процессы и в своем развитии испытывает влияние семейной группы. По этой причине психическое развитие ребенка не является лишь индивидуальным взаимодействием с матерью, отцом, братьями, сестрами, позднее с учителями и другими значимыми людьми; с самого начала мы должны понимать это развитие как групповую ситуацию в меняющихся и разнообразных аспектах, которая воспри­нимается ребенком и влияет на его психическую структуру.

Типичным и наиболее важным примером групповой семейной ситуации явля­ется так называемая эдипова констелляция. Речь идет именно о групповой ситуации, о «сцене интеракций» par excellence (см статью Г. Штольце в т. I). В соответствии с классической психоаналитической теорией развития мы говорим об эдиповом ком­плексе ребенка, то есть, как правило, рассматриваем эдипову ситуацию под углом зрения детского развития на третьем-пятом году жизни (см. соответствующую ста­тью А. Холдера). Однако мы можем и должны рассматривать эдипову ситуацию од­новременно с точки зрения обоих родителей, а также братьев и сестер, причем как на уровне сознательного поведения и мышления, так и на уровне бессознатель­ных фантазий.

Как известно, эдипов комплекс ребенка заключается в интенсивном эротически-сексуальном катексисе материнского объекта у мальчика или отцовского объекта у девочки; одновременно активизируются чувства соперничества и ненави­сти к родителю своего пола. Следующим компонентом является идентификация с ро­дителем своего пола, необходимая для того, чтобы в качестве «маленького отца» суметь завоевать мать или в качестве «маленькой матери» завоевать отца; подобная мужская или женская ролевая идентификация является важным шагом в формиро­вании половой идентичности ребенка.

В рамках вкратце изложенной здесь модели эдипова комплекса возникают самые противоречивые ощущения, фантазии и аффек­ты, которые — и это весьма существенно — вовлекают в трехсторонние отношения всех задействованных партнеров: маленького «Эдипа», отца, мать, а также братьев и сестер, которые в качестве дополнительных соперников или объектов идентифи­кации обогащают семейную эдипову сцену.


Комментарии закрыты.