http://npc-news.ru/

Эдипова ситуация

Однако было бы неверно довольствоваться моделью эдиповой ситуации, в которой речь идет о конфликтных, эротических, конкурентных и идентификационных отно­шениях, во-первых, с матерью, во-вторых, с отцом и, в-третьих, с братьями и сестра­ми; скорее, мы должны попытаться понять всю эдипову сцену.

Речь идет об отношении ребенка и к матери, и к отцу, и к братьям и сестрам как к групповому единству, при этом эдипову ситуацию можно расценивать в качестве базовой модели группы, в которой речь идет о чем-то большем, чем индивидуальное взаимодействие между не­сколькими людьми, то есть о взаимодействии друг с другом на основе общей фанта­зии, в котором разные партнеры задействованы в равной степени. Эдипову ситуацию следует рассматривать не только с точки зрения ребенка, поскольку родители также специфическим образом реагируют на эротические и/или агрессивно заряженные желания своих детей. Родители в той или иной степени регрессируют к эдиповой стадии, ^0 есть к ситуации, в которой они сами находились в возрасте от трех до пяти лет, ко-«йрая оставила в них свой след и которая служит основой регрессивно оживленных эротических и исполненных ненавистью желаний и фантазий.

Готовность родителей к регрессии отнюдь не является патологическим феноме­ном. Если в слишком сильной регрессии, чрезмерных поведенческих импульсах или аффективных проявлениях следует усматривать признаки невротической, нару­шенной семейной групповой динамики, то очень важно, чтобы родители в мягкой, «сдержанной в отношении цели» форме могли регрессировать к эдиповой ситуации или к другой ситуации из раннего детства, в которой как раз находится их ребенок. Так, например, очень важно, чтобы мать могла контактировать с младенцем на са­мой ранней стадии его психического развития, регрессировать к младенческой ста­дии, возвратиться к раннедетским формам переживания, желания и коммуникации. Только это может обеспечить возможность интенсивной связи матери и ребенка, непосредственного сознательного и бессознательного понимания ребенка.

В психической регрессии бессознательные процессы могут преобладать над созна­тельным целеполаганием, Мать не может «приказать» себе регрессировать, чтобы по­мочь ребенку. Речь скорее идет о возможной и допустимой форме регрессии в рамках семейной групповой ситуации. Неспособность матери и других членов семьи осуще­ствить такую регрессию должна, пожалуй, вселять тревогу. Разумеется, есть семьи, в ко­торых обнаруживается подобная неспособность к регрессии; причиной этого чаще все­го являются бессознательные факторы: родители не то, чтобы не хотят, они «не могут» сделать этого, поскольку здесь задействованы преимущественно бессознательные за­щитные структуры, не позволяющие осуществить регрессию.


Комментарии закрыты.