Подобные явления, обнаружившиеся в ситуациях клинической групповой терапии, мы склонны объяснять реактивированием нарциссических представлений: по всей видимости, семейным группам и вторичным группам (профессиональным группам дружеским группировкам) присуще чувство нарциссической защищенности. Обладание сохранным «групповым интроеюом» также создает ощущение нарциссической защищенности, «устроенности» в интернализированной группе. Страх лишиться Этой «устроенности», ощущения принадлежности к группе активизируется, когда терапевтическая группа, находящаяся во власти интенсивных фантазий и проецируемых желаний, чувствует угрозу распада или должна завершить групповые занятия. Поэтому заключительные этапы психоаналитической групповой терапии, как правило, посвящены преодолению нарциссических страхов пере,; роспуском и распадом группы.
Прежде чем подвести черту, для более глубокого понимания вышесказанного следует изложить результаты еще некоторых психоаналитических исследований. Основа Применения психоаналитической теории для понимания групповых структур была заложена Фрейдом в его работе «Массовая психология и анализ Я» (1921). Он также Подчеркивал тесную связь психоаналитических данных, относящихся к отдельным пациентам и к групповым структурам, утверждая: «Хотя индивидуальная психология "^следует отдельного человека… лишь в редких случаях, при определенных исключи-£-$йлбных обстоятельствах, она способна отстраниться от отношений этого индивида с другими людьми. В душенной жизни отдельного человека другой человек постоянно выступает в качестве прообраза, объекта, помощника и противника, а потому индивидуальная психология с самого начала является также социальной психологией в этом расширенном, но вполне обоснованном смысле» (XIII, 73). Тем самым Фрейд существенно сглаживает противоречие между индивидуальной психологии и социальной, массовой психологией — мы можем здесь также сказать: групповой психологией. Далее Фрейд говорит: «Отношение отдельного человека к своим родителям, братьям и сестрам, к объекту своей любви… то есть все отношения, которые до сих пор были главным образом предметом психоаналитических исследований, имеют право считаться социальными феноменами… Тем самым в своих ожиданиях мы обращаемся к двум другим возможностям: к тому, что "социальное влечение" не может быть исконным и неразложимым и что истоки его возникновения можно обнаружить в более узком кругу, например в семейном» (XIII, 73—74).