http://npc-news.ru/

Результаты этнопсихоаналитического исследования

Теоретические формулировки Фрейда были недавно подтвер­ждены с совершенно других позиций, а именно результатами этнопсихоаналитичес-кого исследования. Парин, Моргенталер и Парин-Маттей (Parin, Morgenthaler, Parin-MatthHy 1963) на примере догонов, народности, обитающей на западе Африки, показали, что при определенных культурных и социальных условиях функции группо­вого Я могут оказаться на переднем плане в развитии Я и в структуре Я взрослого чело­века (см. также статью Ф. фон Боксберга).

Как утверждают авторы, обычное Я догонов функционирует в качестве группового Я. Следовательно, речь идет о социально обус­ловленном изменении в развитии Я, в результате которого для взрослого человека явля­ются возможными и «нормальными» идентификационные отношения с несколькими, по меньшей мере с двумя, людьми, но чаще всего с целой группой. И наоборот, «отгра­ниченная» индивидуальность для взрослого догона практически невозможна, она вы­зывает тревогу и даже невротические симптомы. Следствием подобной тенденции к идентификации является ярко выраженная способность догонов к установлению социальных связей. Подобную структуру Я европеец, наверное, назвал бы «регрессив­ной», и, как отмечают авторы, она объясняется прежде всего регрессией к процессам оральной стадии развития.

Здесь уместно также упомянуть о недавних психоаналитических исследованиях шизофрении. В частности исследовательскими группами Лидца (Lidz, Cornelison, Fleck, Terry 1969) и Винна (Wynne, Ryckoff, Day, Hirsch 1969) было показано, что патологи­ческие формы мышления, а также формы аффективных установок в семьях, из кото­рых выходят больные шизофренией, играют важную роль в деформации Я и наруше­ниях Я у этих пациентов (см статью В. Бистера). Согласно этим исследованиям, больные шизофренией всегда являются выходцами из семей с нарушенными процессами ком­муникации. Характерные для шизофрении нарушения мышления — как проявления нарушений в Я и в других инстанциях психического аппарата — тесно связаны с на­рушениями в семейной группе. В раннем возрасте возникают проблемы с установле­нием границ между матерью и ребенком, у которого в дальнейшем развивается ши­зофрения. Во многих семьях обнаруживается также «разрыв» в отношениях между родителями, однако внешне, да и внутри самой семьи поддерживается в качестве сво­его рода «семейной идеологии» мнимая гармония и псевдосплоченность.


Комментарии закрыты.