http://npc-news.ru/

Важная когнитивная дилемма

М. Вульфф (Wulff 1951) описала важную когнитивную дилемму, с которой столк­нулся восемнадцатимесячный ребенок, страдавший фобическими и обсессивными сим­птомами. Пациентка всегда убирала комнату, если играла, и протирала пол. Как толь­ко она находила на полу КЛОЧОК бумаги, крошку или нитку, она обязательно должна была их поднять и выбросить в корзинку для мусора. Эта невротическая фиксация развилась в связи с приучением к опрятности, когда родители призывали ее быть «чис­той». Когда, по совету Вульфф, они ослабили все правила и требования, связанные с кон­тролем над опорожнением кишечника, симптомы ребенка полностью исчезли. Вульфф выдвинула предположение, что «страх, приведший к образованию симптома, развил­ся в связи с внешними причинами — авторитарными запретами и требованиями ро­дителей, — а не проистекал из интрапсихического конфликта». Далее Вульфф говорит «Мы должны рассматривать эту навязчивую фиксацию у маленького ребенка как ран­нюю и очень сильную реакцию Я, при которой Я — пока еще слабое и малоразвитое — пытается справиться с требованиями реальности, а именно пытаясь идентифици­ровать себя с родителями или их представителями».

Следующая интерпретация, на мой взгляд, согласуется с замечаниями Вульфф. Мы не располагаем надежной информацией, свидетельствующей о том, в каком воз­расте дети начинают идентифицировать экскременты с грязью или нечистотами. Кроме того, насколько мне известно, по-прежнему не доказано, на каком этапе и в какой последовательности ребенок приходит к тому, чтобы связывать некую при­чину, то есть испражнение, которое он не может видеть и воспринимает как просто нечто приятное, во-первых, с продуктом и, во-вторых, с возможностью волевого кон­троля. Мы также знаем, что восемнадцатимесячные дети еще не так далеки от фазы жизни, в которой нередко бывает, что дети пачкаются и едят фекалии. Не может ли быть так, что пациентка Вульфф в силу аффективных или когнитивных причин пока еще не могла установить связи между понятием чистоты и контролированием сту­ла? Вполне возможно, что основная ее проблема состояла лишь в том, чтобы добить­ся расположения своих родителей. А поскольку, быть может, особое, наглядное зна­чение, которое ее родители придавали слову «чистый», находилось вне ее понимания, ее усилия были обречены на провал. Она просто не понимала той проблемы, кото­рую требовалось ей решить.


Комментарии закрыты.