http://npc-news.ru/

Вытеснение и навязчивое повторение

Аномальная позиция цензуры, которая по определению находится в предсозна-тельном и которая — в отличие от остальных содержаний предсознательного — не может быть доступна сознанию, если она осуществляет вытеснение и вызывает на­вязчивое повторение (эти два феномена Фрейд привлек для формулировки своей структурной модели [1920/1923]), также предполагает наличие дифференцирующих функций Я, не связанных^ вербальными репрезентантами.

Эмпирические доказательства из других источников заставляют также поставить под сомнение гипотезу об основополагающем значении слуха в развитии психической структуры. Эберхардт (Eberharde 1940), проанализировав результаты собственных исследований и исследований других авторов, пришла к выводу, что «„эксперименты показывают: мир маленького ребенка, лишенного слуха, уже организован за предела­ми сферы восприятия, и эта организация очень похожа на организацию говорящих лю­дей. Они отчетливо показывают, что речь для организованного понятийного мышле­ния не является важной. Во всяком случае, на первых этапах… учебные занятия в школе, направленные на развитие речи не имеющего слуха ребенка, прежде всего должны быть нацелены на то, чтобы научить его словам для идей, которые он уже знает и ис­пользует в повседневной жизни, а не — как можно было бы поначалу подумать — на развитие понятийного мышления на основе речевых символов у ребенка, мир ко­торого до этого момента в той или иной степени был неорганизован». Фурт (Furth 1966) показал, что не имеющего слуха ребенка легко обучить пользоваться знаками символи­ческой логики, а Верной (Vernon 1967), проанализировав тридцать одно независимое друг от друга исследование, подтвердил установленный многими факт, что конгениталь-но глухие люди не выявляют при тестировании существенного интеллектуального на­рушения, если экспериментатор обращает достаточное внимание на то, чтобы конт­ролировать отсутствие речи и обусловливающих речь факторов.

Мои собственные наблюдения (Freedman, Cannaclay, Robinson 1971 ) в рамках лон-гитюдных исследований шести конгенитально глухих девочек подтверждают это пред­положение. Кроме того, они проливают свет на особенности взаимодействия между конституциональными факторами и факторами внешней среды, формирующими пси­хическую структуру.


Комментарии закрыты.