http://npc-news.ru/

Выбор семантических измерений

Почему мы решили, что предлагаемые три измерения позитив­ность, сила или статус и реактивность особенно важны в невербальной коммуникации? Наш ответ основывается на допущении о том, что с эво­люционной точки зрения невербальное поведение возникло раньше, это более примитивная форма коммуникации, которой наделены и люди, и животные (например, Werner, 1957; Werner and Kaplan, 1963). Из этого допущения следует, что невербальное поведение отражает самые фунда­ментальные социальные установки, которые связаны с важнейшими ка­тегориями познания социальной среды (Piaget, 1960). Чувство приятного-неприятного и оценка это самые первые когнитивные разграниче­ния, которые человек начинает делать в самом раннем младенчестве и продолжает в течение взрослой жизни; они определяют стремление к при­ближению или избеганию относительно предметов или людей. Оценка предметов и людей это краеугольный камень интеллектуальной деятель­ности и даже выживания. Поэтому неудивительно, что у людей есть пове­денческие корреляты этого когнитивного разграничения знаки откры­тости, которые постоянно присутствуют в социальном взаимодействии.

Второе измерение, статус или сила, соотносится с социальным кон­тролем. Он особенно ярко проявляется в общественном существовании животных, что можно увидеть в феномене борьбы за территорию (напри­мер, Calhoun, 1962), и служит важнейшим фактором, определяющим пат­терны социального взаимодействия людей. Это более всего очевидно в высоко стратифицированных, автократических культурах, но также про­является и большинстве демократических обществ (например, Hall, 1966).

Реактивность понимается как невербально-социальный аналог ори­ентировочного рефлекса (например, Maltzman, 1967). А посему это еще один первичный, фундаментальный аспект социальной жизни. То, в ка­кой степени человек реагирует на партнера, говорит о том, насколько этот партнер для него значим. Реактивность не устанавливается нейтральны­ми событиями или людьми (крайности это нечто необычайно сильно под­крепляющее или пугающее). В процессе познания (как и в реактивности) необычные события положительного или отрицательного свойства груп­пируются, и на них следует одинаковая реакция, как это проявляется в понятии обмана во многих примитивных культурах (например, Cassirer, 195357). Дифференциальная чувствительность человека и животных к различ­ным аспектам социального окружения отличает их от неодушевленного мира и, наряду с двумя предыдущими разграничениями, является базо­вым компонентом интеллектуальной (согласно Пиаже (1960), приспосо­бительной) деятельности.

Поскольку полученные данные говорят о сходстве этих когнитив­ных и поведенческих измерений в социальных системах человека и жи­вотных, это позволяет нам обоснованно использовать результаты изуче­ния социального взаимодействия животных. Так, приматы могут допол­нить наши знания об определенных аспектах передачи эмоций и отноше­ний у людей. Например, Соммер (Sommer, 1967) обобщил некоторые ис­следования, соотносящие пространственное расположение людей с их общественным положением. Некоторые из описанных Соммером иссле­дований были задуманы под воздействием наблюдений за более изучен­ным феноменом борьбы за территорию у животных (Ardrey, 1966; Lorenz, 1966; McBride, 1964). Даже неформализованное наблюдение за живущи­ми вместе шимпанзе позволяет увидеть впечатляющие различия в позах, движениях и мимике участников диад, отличающихся по статусу. Посколь­ку статус или силу в таких социальных системах животных легко устано­вить на основании их размера или силы, исследование невербальных кор­релятов силы значительно упрощается и может увенчаться установлени­ем знаков невербального взаимодействия, имеющих межкультурное зна­чение. Говоря в общем, наблюдение за социальным взаимодействием жи­вотных может дополнить исследование людей конкретной культуры, на­пример, американских студентов, и подтвердить выделенные измерения социального взаимодействия.


Комментарии закрыты.