http://npc-news.ru/

Функции имплицитного поведения

Ряд исследователей занимались изучением различных функций имплицитного поведения. Движения головы и кисти происходили чаще всего вместе с произнесени­ем слов под основным ударением, но эта связь объясняет лишь 7 % вариа­тивности движений тела. Этот результат предполагает, что «если человек хочет передать мысль о важности или большой эмоциональной значимос­ти того, что он выражает, или о том, что это трудно сформулировать, он наряду с речью оудет совершать движения, чтобы донести, такого рода до­полнительную информацию. Хронометраж этих движений имеет тенден­цию повторять знакомую человеку модель хронометража: то есть на ран­нем этапе кодирования элементов или вслед за паузами в речи» (с. 105).

То, что в результатах эксперимента Диттманна и Ллевелина объяс­нялось лишь такое незначительное количество вариативности, может сви­детельствовать и о том, что существуют и другие детерминанты движе­ний, помимо структурных характеристик фраз, которые они сопровожда­ют. С точки зрения Кондона и Огстона (Condon and Ogston, 1966, 1967) и Кендона (Kendon, 1967b), один из таких источников движений синх­ронный характер межличностного взаимодействия. Эти исследователи по­пытались провести микроанализ последовательностей движений участ­ников разговора. Некоторые из форм такой синхронизации это пункту­ация, как и в исследовании Диттманна и Ллевелина (1969), отзеркаливание движений И движения, аналогичные речи.

Известен ряд исследований, в которых предполагается, что, когда испытуемым предъявляется ритмически организованная информация, такая, как музыка, они склонны двигаться в ее ритме… и что если они уже совершают какую-либо деятельность, например, постукивают или печатают, они могут связать ритм этой деятельности с ритмом поступаю­щей информации. Как из полученных нами фактов, так и из поразительных результатов, описанных Кондомом и Огстоном, мы можем сделать вывод о том, что, говорящего и слушающего может быть очень четкой. Четкость синхронности говорит о том, что слушатели отвечают на ритм, с которым они хорошо зна­комы. Этот ритм несомненен, это ритм речи, ритмический характер чередования слогов, и для тех, кого объединяет данный язык, этот ритм должен быть знаком. Таким образом, представляется правдоподобным, что временная синхронность которую можно наблюдать между участниками взаимодействия. ЛВЛЯВТСЯ результатом их внимания к поступающей информации, когда ритмическая структура хорошо им знакома (Kendon, 1967b. сс 36-37).


Комментарии закрыты.