http://npc-news.ru/

Социальное взаимо­действие

Невербальное поведение играет важную роль во многих ситуациях социального взаимо­действия, особенно если коммуникатор или не мо­жет, или не хочет выражать свои чувства откры­то. Экман и Фризен (Ekman and Friesen, 1969а) приводят следующую уместную здесь цитату из более ранней работы, посвященной этой теме.

Некоторые действия, которые мы обычно по привычке связываем с определенными психоло­гическими состояниями, могут частично подав­ляться при помощи волевого усилия, и в таких случаях мышцы, наименее подвластные созна­тельному контролю, скорее всего, продолжат дей­ствовать. Так происходят движения, которые мы называем экспрессивными. В определенных слу­чаях для проверки одного привычного движения требуется совершить дополнительные легкие дви­жения; такие движения тоже являются экспрес­сивными (Darwin, 1965, с. 28).

Тог, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слы­шать, может быть уверенным в том, что человеку не дано хранить секреты. Если его губы молчат, разговаривают кон­чики пальцев; то, что он хотел скрыть, сочится из каждой поры на его теле (Freud, 1959, с. 94).

Концепция вытеснения в психоаналитичес­кой теории, например, понимает невербальное по­ведение как средство постижения «непринимае­мых» чувств клиента (Deutsch and Murphy, 1955). И действительно, ранние неформальные обсуж­дения психоаналитиками последствий вытесненил и формирования реакции, по всей видимости, оказали воздействие н. изучение невербального поведения. Современные исследования невербального поведения развивались по множеству направлений.

Но в свете всего того, что сейчас известно о значении различны движений, выражений лица, имплицитных сторон речи, а также позы и положения, представляется необходимым вновь обратиться к некоторым вопросам, с которых началось исследование имплицитного поведения Какие случайно допускаемые человеком во время разговора действия помогают определить его проблему, дискомфорт или умышленное иска­жение? Исследователи надеялись, что изучение этого вопроса даст важные результаты дня более широкой сферы применения с их помощью можно будет определять паттерны поведения в тех ситуациях социально­го взаимодействия, в которых имплицитная передача отношений пли бо­лее приемлема, или становится обязательным побочным эффектом чувств говорящего. Примерами таких, часто не вербализуемых отношений мо­гут служить чувства клинициста по отношению к клиенту, недовольство или разочарование работника по отношению к работодателю, разговор учителя с родителями непослушного ребенка, или не выраженная слова­ми ссора любовников.


Комментарии закрыты.