http://npc-news.ru/

Классификация видов имплицитного поведения

Одна из самых сложных сторон исследования неизведанной науч­ной области определение основных категорий или измерений, кото­рые описывают большинство явлений, лежащих в сфере нашего интере­са. В исследовании имплицитного поведения эта проблема не теряет своей актуальности. Можно выбрать множество категорий из следую­щих областей: виды коммуникационного поведения, такие как выраже­ния лица, вербализации, движения или позы; референты, такие как чув­ства или установки; свойства коммуникатора или адресата, такие как личностные особенности, психологическое благополучие, возраст, пол или статус; или виды коммуникации, такие как личное, телефонное или видео взаимодействие.

Какие виды поведения важно изучить при анализе имплицитной ком­муникации? Хотя любое поведение, в принципе, коммуникативно, посколь­ку его можно наблюдать, и оно имеет некоторое значение, определенные виды поведения в большей степени, чем другие, являются частью ком­муникации (например, выражение лица по сравнению с движениями ступ­ни). Иногда выбор имплицитных знаков для изучения основывался на экспрессивных свойствах, то есть признаках, связанных с патологией (Braatoy, 1954; Deutsch, 1947, 1952; Deutsch and Murphy, 1955; Reich, 1945), или признаках, связанных с личностью (Allport and Vernon, 1967). Такие психоаналитики, как Браатой и Райх полагали, что ригидность позы сви­детельствует о навязчивых тенденциях и большем сопротивлении изме­нениям. Некоторые клиницисты также пытались определить те или иные настроения или чувства, исходя из определенных видов поведения (FrommReichmann, 1950). В результате экспериментов удалось выделить семь аффектов, которые одинаково кодируются в мимических и голосовых про­явлениях, но не получилось разработать общую структуру классифика­ции невербального поведения (см., например, результаты, описанные Davitz, 1964; Ekman, 1972; Tomkins and McCarter, 1964; Woodworth and Schlosberg, 1954, а также главу 5).

Исходя из данного подхода, базовые категории устанавливаются на основании подробного рассмотрения референтов, а не коммуникацион­ного поведения или свойств коммуникатора-адресата. Измерения, исполь­зуемые для описания референтов, в свою очередь, задают структуру клас­сификации и изучения эффектов, вызванных соответствующими факто­рами. Мы выбрали в качестве точки отсчета референты, поскольку в су­ществующей литературе по имплицитной коммуникации изложены зас­луживающие доверия основания их достаточно обобщенного описания. В ряде случаев референты описываются в рамках трехмерной структуры: оценки, силы или статуса и реактивности. Положительная оценка переда­ется посредством мимических и голосовых знаков (которые выражают различные оттенки одобрения) и с помощью некоторых поз и положений (более близкое расстояние, более сильный наклон вперед, нарастающий контакт глаз и более прямая направленность). Расслабленность позы пе­редает силу или статус, а возрастающая скрытая активность (такая как мимическая или голосовая активность) выражает реактивность по отно­шению к другому человеку.


Комментарии закрыты.