http://npc-news.ru/

Мимические и голосовые выражения

Одна из первых попыток более обобщенного описания референ­тов имплицитного поведения и, следовательно, самого поведения была предпринята Шлосбергом (Schlosberg, 1954). Он предложил трехмер­ную структуру, включающую три измерения: приятность-неприятность, расслабленность-напряжение и внимание-отвержение. В соответствии с его подходом, каждому чувству можно приписать значение по каждо­му из этих трех измерений, и различные чувства можно соотнести с раз­личными точками в этом трехмерном пространстве. Этот переход от изучения отдельных чувств и связанных с ними невербальных знаков к описанию общих референтов невербального поведения на основании ограниченного числа измерений выглядел многообещающим. Появилась надежда, что это позволит выделить большие классы взаимосвязанных видов невербального поведения.

Недавние работы Вильямса и Сандина (Williams and Sundene, 1965) и Осгуда (Osgood, 1966) с использованием факторного анализа послужи­ли новым стимулом для описания референтов имплицитного поведения на основе ограниченной совокупности измерений. Вильяме и Сандин (1965) обнаружили, что мимические, голосовые и мимически-голосовые Знаки в целом можно описать на основе трех ортогональных факторов: общей оценки, социального контроля и активности.

Для мимических выражений эмоций в качестве основных референ­тов Осгуд (1966) предложил следующие измерения: приятность (радость и веселье в противоположность страху и тревоге), контроль (раздраже­ние, отвращение, презрение, пренебрежение и ненависть в противопо­ложность смятению, недоумению, удивлению, изумлению и возбуждению) и активация (страшный гнев, ярость, отвращение, презрение и ненависть в противоположность отчаянию, жалости, задумчивой грусти, скуке, ти­хому удовольствию, удовлетворению и благоговению).

Можно предполагать наличие тесной взаимосвязи между используемыми здесь из­мерениями и теми, что постоянно выявлялись при применении методики семантического дифференциала… в приложении к лингвистическим знакам. Приятность и Активация иден­тичны Оценке и Активности, двум из трех основных факторов общего семантического про­странства; то, что мы назвали измерением Контроля по смыслу близко к фактору Силы презрение, страшный гнев. Подобное, по-видимому, подразумевают силу, а расте­рянность, удивление потому подобное слабость, но эта связь не столь строга (Osgood 1966, с. 27)


Комментарии закрыты.