http://npc-news.ru/

Воспринимаемая и намечаемая убедительность

В первых двух эк­спериментах, описанных Меграбяном и Вильямсом (1969), испытуемые передавали своим партнерам сообщения, причем степень убедительнос­ти сообщений была различной. Невербальное, голосовое и вербальное поведение испытуемых описывалось и анализировалось. Из движений оценивались такие знаки, как раскачивание на стуле, кивки головой, жес­тикуляция, действия, направленные на самого себя, например, почесыва­ния или захватывание одной частью руки другой, а также движения ноги и ступни. Показатели, относящиеся к выражениям лица, включали отра­женное в мимике удовольствие и активность. Показателями, относящи­мися к вербализации, были длина коммуникации, измеряемая количеством

слов и продолжительностью высказывания, скорость речи, запинки, ко­личество речевых ошибок, громкость и активность. Основания для оце­нивания этих показателей в баллах приведены в Приложении А

Анализ этих данных позволил вывести положение об измерении реактивности для имплицитного поведения. Переменные, объединенные под этим измерением, включают мимическую и голосовую активность, громкость и скорость речи. В то время как непосредственность и рас­слабленность свидетельствуют о вариациях положительного отношения и статуса, соответственно, активность свидетельствует о реактивности (об­ратите внимание на данные Бентлера, 1969, касающиеся прилагательных) и является функцией характеристик адресата.

Результаты данных исследований убедительности показали, что ак­тивность коммуникатора возрастала с его желанием убедить, а восприни­маемая убедительность сообщения оказалась взаимосвязанной о уровнем активности, имплицитно проявляемой коммуникатором. Этот важный результат, касающийся активности и убедительности, был получен в обо­их экспериментах по кодированию. Была установлена и вторая, хотя и менее выраженная, взаимосвязь между планируемой убедительностью и открытостью: коммуникаторы более открыто реагировали на адресата, пытаясь быть более убедительными. Проявляющие большую открытость коммуникаторы воспринимались более убедительными, что подтверди­лось в обоих экспериментах.

Теперь мы можем обобщить результаты, касающиеся имплицитных составляющих убедительности: позитивные реакции на адресата повы­шают воспринимаемую убедительность сообщения. Когда человек пытается быть убедительным, он проявляет больше позитивной реактивности по отношению к своему адресату.


Комментарии закрыты.