http://npc-news.ru/

Роль невербальных сигналов

Экман и Фризен изучали дифференциаль­ную роль невербальных сигналов в передаче обобщенных эмоций (на­пример, положительного или отрицательного отношения) и конкретных эмоций (страха или восторга). Они переформулировали выводы Экмана (1964, 1965) относительно взаимосвязанных ролей мимических и теле­сных знаков в передаче аффекта и предположили, что статические выра­жения лица и позы передают, скорее, обобщенные эмоции (например, симпатию), в то время как движения лица и тела скорее передают конк­ретные эмоции. Таким образом, изучение знаков позы и положения по­лезно для понимания симпатии, особенно когда коммуникатор не выра­жает или не может выразить позитивные или негативные эмоции в более легко распознаваемых словесных сообщениях или мимике.

Хотя не существует общей теории, соотносящей знаки позы и поло­жения с передачей принятия-непринятия и силы или статуса, здесь мы можем сослаться на несколько более широкие концепции. Пример тому проксемическая теория Холла (Hall, 1963) или исследование использова­ния человеком пространства как аспекта своей культуры. Среди проксемических переменных выделяют: расстояние между говорящим и слуша­ющим, ориентацию говорящего (то есть степень, в которой его тело по­вернуто к слушателю или, наоборот, от него), прикосновения и контакт глаз между говорящим и слушающим. Таким образом, понятие проксемики объединяет изменения в позе и расстоянии и связано с открытос­тью взаимодействия, то есть степенью взаимной сенсорной стимуляции между двумя людьми. В добавление к контакту глаз и ориентации тела Мачотка (Machotka, 1965) отметил, что открытость тела говорящего слушателю (например, откры­тое расположение конечностей) также передает различные степени сим­патии. Эту открытость тоже можно понимать как проксемическую пере­менную.

Будучи антропологом, Холл использовал понятие проксемики для описания характерных пространственных взаи­моотношений (включая территориальные феномены) между людьми раз­личных культур или в рамках одной культуры, но в различных типах со­циальных ситуаций. Его описания основывались на неформализованных наблюдениях за тем, как проксемическое поведение связано с другими особенностями культуры в значимое целое. Описывая японцев, напри­мер, Холл (1966) отметил, что знать сосредоточена в концентрических, окружностях вокруг Токио. Аристократы, живущие ближе всего к центру, считались наиболее близкими и преданными императору. Холл также по­казал, что это концентрическое расположение вокруг важного центра про­питало всю японскую культуру. Таким образом, несмотря на то, что он сосредоточился на широких культурных следствиях проксемических и территориальных феноменов, по работам Холла рассыпаны неформали­зованные наблюдения, относящиеся к связям между проксемическими переменными и симпатией. Например, предшествующее описание рас­положения японской знати показывает, что тем аристократам, которых в императорской семье больше любили и предпочитали остальным, разре­шали занять положение ближе к императору.


Комментарии закрыты.