http://npc-news.ru/

Время глагола

Кроме того, при этом анализе мы должны обращать внимание на такой элемент речи, как время глагола. Использование времен в высказы­вании может быть различным, например: «Я думаю, обычно им это нра­вится», «Я думаю, сейчас им это нравится», «Я думаю, им понравилось», «Я думаю, тогда им это понравилось».

Варианты отношения говорящего к своему сообщению можно по­нять, исходя из тех модификаторов, которые он использует. Например, он может приписать некоторую неопределенность событию («Они вели себя так, как будто им это нравится») или себе самому и своей интерпретации события («Я думаю, им понравилось»). С другой стороны, он может выс­казать определенность относительно события («Очевидно, что им понра­вилось») или относительно себя («Я уверен, что им понравилось»). Каж­дый из этих примеров сильно отличается от простого повествовательного предложения «Им понравилось».

Вместо того чтобы приписывать все эти речевые варианты стилю или случайности, их можно рассматривать в качестве основных данных для ана­лиза: 1) особенностей личного переживания этого события коммуникатором, 2) его отношения к адресату или 3) его отношения к своему сообщению. Ви­нер и Меграбян (1968) на основании некоторых дополнительных умозаклю­чений соотнесли колебания открытости с эмоциями коммуникатора. Пред­ставляется, что вербальная коммуникация была изобретена для обозначения «объективного» мира. Следовательно, эмоциональные переживания, оценки и предпочтения, сопровождающие восприятие сложных стимулов, не могут быть с легкостью выражены в речевой форме. Так, в большинстве культур на передачу эмоций, оценок и предпочтений, особенно если они носят негатив­ный характер, накладываются ограничения. Если человек испытывает эмо­цию по поводу события и не описывает ее, к его переживаниям прибавляется дополнительный компонент относительная непередаваемость данной эмо­ции. Эта невысказанная эмоция может оказывать влияние на процесс комму­никации, приводя к ссылкам на неопределенные или идиосинкразические внутренние ощущения. Также это может привести к нарушениям речи, та­ким как оговорки, ошибки, неудачное начало, проанализированные Малем (Mahl, 1959) или к блокированию и паузам. Например, если человек не мо­жет использовать прямую форму «Джек вызывает у меня тревогу», это со всей очевидностью отразится в его высказываниях: «Я вижу Джека… Я не очень-то хорошо себя чувствую». В этом примере в коммуникации присут­ствуют оба компонента, но они не взаимосвязаны.


Комментарии закрыты.