http://npc-news.ru/

Кодировочный эксперимент

В первом эксперименте использовался как метод кодирования, так и ролевая игра. Было выделено три степени планируемой убедительности: 1) высокая степень планируемой убедительности, при которой старания говорящего быть убедительным, возможно, были очевидными для слу­шающего; 2) средняя степень, в которой намерение говорящего быть убе­дительным, возможно, не было очевидным для слушающего; 3) коммуни­кация, в которой вообще отсутствовали попытки убедить. Вторым неза­висимым фактором в эксперименте была степень согласия испытуемых с утверждениями, которые они сообщали своим адресатам. Пол испытуе­мых был третьим независимым фактором. Слушатель всегда был одного пола с испытуемым.

Тридцати шести мужчинам и тридцати шести женщинам-студенткам заплатили за участие в исследовании в качестве испытуемых. Когда испытуемый приходил для участия в эксперименте, ему давались следую­щие инструкции.

В ходе эксперимента мы просим Вас сначала прочитать каждое из пронумерован­ных утверждений в данной Вам брошюре. Когда Вы прочтете данное утверждение (напри­мер, утверждение 3 о том, что «разрешена бесплатная парковка») отметьте, насколько Вы согласны или не согласны с этим утверждением в бланке ответов, приведенном ниже.

В этом месте была приведена шкала от +3 («я совершенно согласен с этим утверждением») до — 3 («я совершенно не согласен с данным ут­верждением»), а также восемь пустых клеточек для записи ответов.

Кроме того, каждому испытуемому давалось восемь утверждений, состоящих из 300 слов, составленных так, чтобы вызывать у студентов различную степень согласия и несогласия. Например, в одном утвержде­нии высказывалось предложение снизить возрастной ценз для участия в выборах до 18 лет, в другом защищалась идея о предоставлении права бесплатной парковки для студентов университета, а третье предлагало предоставлять свободную неделю для подготовки к экзаменам.

Когда испытуемый выполнял эту первую часть инструкций, выбира­лось три утверждения, одно — с которым он согласился, другое к кото­рому было высказано нейтральное отношение, и третье с которым ис­пытуемый не согласился. Затем испытуемому давались эти три утвержде­ния вместе со следующими инструкциями.

Теперь мы можем предоставить Вам еще немного информации об эксперименте. Мы занимаемся исследованием того, как люди себя ведут, пытаясь быть убедительными, то есть, что люди делают: когда они хотят кого-то в чем-то убедить. Чтобы изучить этот воп­рос, мы просим Вас воспроизвести три коммуникации, основываясь на т рех высказывани­ях из тех, что Вы прочли. Указания для того, как нужно провести это представление, даны на последующих трех страницах.

Перед первой демонстрацией у Вас будет 10 минут на то, чтобы внимательно прочи­тать утверждение и продумать, что и как Вы будете говорить. Вы можете свободно изме­нять утверждение, как считаете нужным, но помните об инструкциях, полученных перед первой коммуникацией. Также важно, чтобы Вы достаточно хорошо знали, что собирае­тесь сказать, это позволит Вам свободно передать сообщение именно так, как Вы хотите. Это нужно, чтобы приблизиться к ситуациям реальной жизни, которые моделируют эти коммуникации. Политик всегда знает, в чем соль его выступления, а поступающий на рабо­ту обычно продумывает, что сказать, задолго до встречи с предполагаемым работодателем.

Когда вы войдете в комнату, где проходит эксперимент, и будете разговаривать с эк­спериментатором. он не сможет Вам ответить, но будет внимательно слушать, что Вы ему скажете. Это необходимо, чтобы эксперимент был контролируемым. После первой комму­никации у Вас снова будет 10 минут, чтобы подготовиться ко второй. Потом у Вас будет еще 10 минут, чтобы подготовиться к последней коммуникации.


Комментарии закрыты.