http://npc-news.ru/

Базовые аспекты

Базовым аспектом взаимодействия людей является способность оказывать влияние на дру­гих и убеждать, независимо от того, идет ли речь о личном общении или о массовых коммуника­циях. Хотя множгие исследователи разрабатыва­ли вопрос о роли различных аспектов речи в убеж­дении, значение имплицитного поведения в таких ситуациях недооценивалось. Однако в последнее время эта проблема оказалась в центре внимания некоторых исследователей (Duncan and Rosental, 1968; Rosental, 1966), профессионалов в области рекламы и управления. Если имплицитные кана­лы могут использоваться для выражения многих чувств, которые мы выражаем вербально, значит, эти каналы должны предоставлять множество воз­можностей для имплицитной риторики.

В описанных в этой главе экспериментах изучались некоторые аспекты проксемики, поз, мимики, движений и голосового поведения гово­рящего, которые, как предполагалось, связаны с его стремлением убедить и степенью, в которой его сообщение казалось убедительным адресату. Отбор видов имплицитного поведения и личнос­тных свойств для таких экспериментов основы­вался на их значении в имплицитной коммуника­ции симпатии-антипатии, реактивности и силы или статуса.

В частности, переменные, важные для имп­лицитной передачи симпатии и статуса, были выб­раны потому, что, во-первых, было обнаружено,

что связанные с ними понятия надежности и квалифицированности ком­муникатора коррелируют с его способностью инициировать изменение отношений и, во-вторых, как уже было отмечено в главах 1 и 2, симпа­тия и статус это два основных референта имплицитной коммуникации. И действительно, в исследованиях доверия к коммуникатору (то есть его надежности и квалифицированности) изучалось воздействие симпатии на изменение отношений.

Были проведены эксперименты, посвященные изу­чению воздействия на изменение отношений, обусловленного физичес­кой привлекательностью говорящего, ростом и весом, симпа­тией к слушателям (Mills, 1966) и уровнем предполагаемого сходства со слушателем (Weiss, 1957). Как оказалось, последнее, в свою очередь, свя­зано со степенью симпатии между двумя людьми (Byrne, 1969). Пред­ставляется, что эти исследования были вызваны предполагаемой взаимо­связью между симпатией говорящего и слушающего друг к другу и изме­нением отношений, которое вызывается говорящим.

Во второй группе исследований надежности коммуникатора пред­полагалась значимость воспринимаемого статуса коммуникатора в опре­делении изменения отношений. В работе Аронсона и Годцена (Aronson and Golden, 1962) инженеры, обладающие более высоким социально-эко­номическим статусом, вызывали более значительное изменение отноше­ний, чем посудомойки. Росноу и Робинсон (Rosnow and Robinson, 1967, с. 2-5) предположили, что качества голоса — повелительность, количество речевых ошибок или запинки и заикание — являются еще одной детерминантой изменения отношений. Последние голосовые знаки наряду с дру­гими свойствами речи и одежды, например, характерными для данного социального класса интонациями, можно рассматривать в качестве кор­релят статуса говорящего относительно статуса слушателя.

Ввиду отсутствия литературы, напрямую связанной с рассматривае­мым вопросом, значение надежности говорящего, выявленное в исследо­ваниях изменения отношений, использовалось в качестве основания для построения гипотез и выделения переменных в данной работе. Наше вни­мание было сосредоточено на роли имплицитного поведения в коммуни­кации симпатии, причем, как было обнаружено, некоторые виды такого поведения также взаимосвязаны с коммуникацией статуса. Кроме того, в исследование были включены и личностные характеристики, такие как интеллект, доминантность, тревожность, нейротизм и интроверсия, по­скольку эти характеристики могут оказывать постоянное влияние на час­тоту продуцирования говорящими имплицитных сигналов.


Комментарии закрыты.