http://npc-news.ru/

Воспринимаемая убедительность и имплицитное поведение

Были обнаружены следующие значимые на уровне 0,01 корреляции между тре­мя показателями воспринимаемой убедительности коммуникации и раз­личными имплицитными знаками. Было получено три вида суждений о воспринимаемой убедительности коммуникации: 1) оценки необученных испытуемых, которые просматривали видеозаписи, 2) оценки эксперимен­татора, который наблюдал через односторонне зеркало, как испытуемый представляет свою коммуникацию, и 3) оценки группы экспериментато­ров, которые просматривали видеозаписи коммуникации. Первая оценка коррелировала с коэффициентом 0,41 со второй и с коэффициентом 0,38 с третьей; вторая оценка коррелировала с коэффициентом 0,51 с третьей. Это позволяет говорить о существенном согласии этих трех индексов вос­принимаемой убедительности коммуникации.

Каждая из следующих переменных коррелировала на статистически значимом уровне со всеми тремя показателями воспринимаемой убедитель­ности. Средний коэффициент корреляции этих трех индексов с голосовой активностью составил 0,51. Была обнаружена корреляция 0,46 с громкос­тью речи, 0^41 со скоростью речи и 0,36 с непрекращающимся характе­ром речи, 0,38 с мимической активностью, 0,37 с показателем жестику­ляции и 0,29 — с процентным показателем контакта глаз с адресатом. Кроме того, показатель направленных на себя действий обнаружил значимую от­рицательную взаимосвязь с двумя из трех индексов и корреляцию со сред­ним коэффициентом — 0,19 с тремя индексами воспринимаемой убедитель­ности. С df= 214 все перечисленные выше средние коэффициенты корреля­ции значимы на уровне 0,01. И снова мы можем положительно решить воп­рос о сравнении восьми последних значимых корреляций с показателем 0,22, составляющим ожидаемое количество корреляций, которые могли бы оказаться значимыми по чистой случайности.

Обобщая, можно составить рейтинг переменных по их вкладу в воспри­нимаемую убедительность: большая голосовая активность, большая громкость речи, более высокая скорость речи, большая мимическая активность, большая скорость жестикуляции, меньше запинок в речи, больший контакт глазами с адресатом и меньшая интенсивность направленных на себя действий.

Факторный анализ показателей. Все зависимые переменные, а так­же все личностные характеристики испытуемых были подвергнуты про­цедуре факторного анализа с целью получения дополнительной инфор­мации об их взаимосвязях. В представленных ниже основных результа­тах факторного анализа утверждения приведены в словесной форме, что­бы избежать необходимости указывать факторные нагрузки. При исполь­зовании метода основных компонент было выделено четыре фактора со значениями, превышающими число 2. Вращение этих факторов по прин| ципу Varimax позволило выделить совокупность поддающихся интерпре­тации группировок. Были выделены следующие факторы:

1. Фактор воспринимаемой убедительности: убедительность комму­никатора по видеозаписям его коммуникаций по оценками необученных испытуемых; процентный показатель контакта глаз коммуникатора со сво­им адресатом; оценка убедительности коммуникатора в результате непос­редственного наблюдения через одностороннее зеркало одним из экспе­риментаторов; убедительность коммуникатора, оцененная по записям ком­муникаций группой обученных экспериментаторов; относительно низкая интенсивность направленных на себя действий и сильно выражен­ная мимическая активность, высокая скорость речи, громкость речи, го­лосовая активность и непрерывающаяся речь.

2.  Фактор закрытости: большие величины угла наклона коммуника­тора назад в положении сидя, менее прямая ориентация по отношению к адресату, относительно низкая интенсивность движений головой, боль­шее расстояние от адресата, большая продолжительность коммуникации, скорее мужчины, а не женщины-коммуникатора, и высокая оценка ком­муникатором его способности убеждать. (Показатели доминантности об­наружили вторую по величине нагрузку на этот фактор.)

3.  Фактор доминантности: низкие значения по опроснику тревоги, высокие показатели по шкале словарного запаса Шипли, высокие показа­тели по шкалам доминантности и экстраверсии, низкие показатели по шкале нейротизма и меньшая приятность лица.

4.  Фактор расслабленности: более выраженные наклоны в стороны, асимметричность положения ног, асимметричность положения рук; бо­лее высокая интенсивность жестикуляции и раскачивания и менее высо­кая интенсивность поворотов туловища.


Комментарии закрыты.