http://npc-news.ru/

Процедура факторного анализа

Таким образом, исключив показатели комфортности и преобла­дания невербального поведения над вербальным, которые, в извест­ном смысле, были избыточными индексами воспринимаемой убеди­тельности, а также исключив собственные оценки испытуемых своей способности убеждать и успешности в убеждении слушателя, мы об­наружили, что более высокие значения следующих переменных (пере­численных в порядке важности) значимо взаимосвязаны с восприни­маемой убедительностью: громкости речи, скорости речи, интенсив­ности жестикуляции, контакта глаз с адресатом, баллами коммуника­тора по шкале доминантности, длительностью коммуникации и мими­ческой активностью.

Для того чтобы можно было сравнить результаты с данными перво­го кодировочного эксперимента, процедура факторного анализа совокуп­ности переменных второго эксперимента включала вращение первых че­тырех факторов, значение которых превышало число 2. Вращение типа Varimax этих четырех факторов позволило выделить следующие группи­ровки переменных.

1.  Фактор воспринимаемой убедительности. Этот фактор был опре­делен на основании самой высокой нагрузки оценок видеозаписи при от­вете на вопрос: «Как вы думаете, насколько в коммуникации этого испытуемого важна роль невербального поведения по сравнению с вербаль­ным?». Другими переменными здесь были воспринимаемая убедитель­ность испытуемого по оценкам, полученным при просмотре видеозаписей, менее прямая ориентация плеч, выражение удовольствия на лице и мимическая активность, а также более высокие скорость и громкость речи.

2.  Фактор доминантности. Этот фактор состоял, главным образом, из личностных переменных и был определен высокими баллами по шкале

доминантности, низкими показателями по шкале нейротизма, высокими баллами по шкале экстраверсии, относительно высокими оценками испы­туемых собственной способности убеждать, чаще мужским, а не женским полом испытуемых, комфортности испытуемого во время представления коммуникации (по оценкам экспертов, просматривавших видеозапись ком­муникации), относительно высокой интенсивностью движений ног и ступ­ней, большей продолжительностью коммуникации и относительно более высокой интенсивностью направленных на себя действий.

3.  Фактор расслабленности. Этот фактор был определен на основа­нии большего угла наклона коммуникатора в стороны в сидячем поло­жении, больших углов наклона назад, большей асимметрии положения рук и ног, большей открытости положения рук, большей интенсивности

i раскачиваний и меньшими показателями по опроснику тревожности.

4.  Фактор запланированной убедительности. Этот фактор был опре­делен по степени, в которой эксперты сочли коммуникацию убедитель­ной, наблюдая за испытуемым через одностороннее зеркало, большему контакту глаз со слушателем, собственной оценки испытуемым своего успеха в убеждении слушателя в данной конкретной коммуникации, от­носительно низкой интенсивности поворотов туловища в стороны и боль­шой интенсивности движений головой и кистей рук.


Комментарии закрыты.