http://npc-news.ru/

Эксперимент декодирования

Третий эксперимент был спланирован так, чтобы можно было ис­следовать воздействие невербального поведения, которое усиливает или снижает воспринимаемую убедительность коммуникации. В эксперименте использовался метод декодирования. Испытуемым показывали записи невербальной коммуникации и просили оценить, насколько данная ком­муникация была убедительной.

Предыдущие два эксперимента показали, что планируемая и вос­принимаемая убедительность коммуникаций взаимосвязаны. Кроме того, в обоих экспериментах было обнаружено, что знаки позы, имеющие от­ношение к расслабленности, по отдельности не связаны ни с восприни­маемой, ни с запланированной убедительностью. Поэтому возникла не­обходимость разработать эксперимент, в котором общая расслабленность коммуникатора была бы доступна манипуляции, чтобы стало возможным проверить выдвинутую гипотезу относительно взаимосвязи между рас­слабленностью и воспринимаемой убедительностью.

Оба предшествующих эксперимента показали, что такие зависимые переменные, как асимметрия расположения рук и ног, открытость рук, угол наклона назад и наклоны в стороны являются значимыми показате­лями расслабленности. Поэтому в этом эксперименте использовался декодировочный метод, в котором четыре степени расслабленности позы коммуникатора были записаны на видео и соотнесены с возрастающей асимметрией расположения конечностей, увеличивающимся углом накло­на назад, наклонов в сторону и открытости рук. Более того, использова­ние метода декодирования позволило исследовать возможные совмест­ные эффекты расслабленности, контакта глаз и расстояния в определении воспринимаемой убедительности.

Таким образом в данной работе исследовались следующие факто­ры: пол коммуникатора-модели, пол адресата-испытуемого, два расстоя­ния между моделью и адресатом, два вида ориентации плеч по направле­нию к адресату, два уровня контакта глаз с адресатом и четыре степени расслабленности.

Зависимой переменной в данном эксперименте выступала степень, в которой адресат-испытуемый счел коммуникацию убедительной.

Метод

В качестве испытуемых были наняты студенты. Всего было четыре женщины и четверо мужчин, выступивших моделями-коммуникаторами, и дешифровщиков мужского и женского пола.

С участием каждого из четырех женщин и четырех мужчин-моделей было записано по 32 тридцатисекундных видеоролика. Для того чтобы создать 32 коммуникации каждой модели, были привлечено четыре фак­тора: ] у расстояние модели от камеры четыре или 12 футов, 2) ориента­ция плеч модели по отношению к камере — нулевой или тридцатиградус­ный поворот от камеры, 3) контакт глазами с камерой "90 % или 50 % в течение тридцатисекундного интервала, и 4) расслабленность позы моде­ли, в которой выделялось четыре степени:

1.  Слегка напряженная поза. Так была обозначена симметричная поза, в которой испытуемый, сидя на стуле, наклонялся вперед пример­но на десять градусов от вертикали, сохраняя спину прямой, но без ви­димого сокращения мышц или очень заметной напряженности. Поло­жение его кистей, рук и ног было симметричным, а ноги ровно стояли на полу.

2.  Слегка расслабленная поза. Модель сидела, склонившись вперед примерно на десять градусов от вертикали, руки и ноги слегка продвину­ты вперед, так что, например, хотя обе ступни стояли на полу, одна из них была слегка выдвинута вперед. Точно так же, кисти лежали на коленях, но не симметрично; например, одна рука могла располагаться на колене, а вторая ближе к бедру. Спина модели была слегка согнута.

3.  Умеренно расслабленная поза. Модель была наклонена назад при­мерно на 15 градусов от вертикали, а положение рук и ног было более асимметричным; например, одна нога могла быть вытянута вперед, а дру­гая согнута в колене. Спина принимала еще более скругленную форму, поскольку отклоняющаяся назад поза была более расслабленной, чем во втором условии.

4.  Сильно расслабленная поза. Модель отклонялась назад на угол примерно в 30 градусов и склонялась в сторону на своем стуле на угол примерно в 20 градусов. Положение рук и ног характеризовалось еще более выраженной асимметричностью. При этом условии модель проси­ли быть как можно более непринужденной и расслабленной.


Комментарии закрыты.