http://npc-news.ru/

Побочный продукт

Побочным продуктом двух кодировочных экспериментов явилось то, что несколько знаков позы составили фактор расслабленности. Взя­тые по отдельности, эти переменные позы обнаруживали только единич­ную значимую взаимосвязь с запланированной или воспринимаемой убе­дительностью. Поскольку сформулированная гипотеза связывала плани­руемую или воспринимаемую убедительность с общей расслабленностью говорящего, а не с отдельными знаками релаксации, в третьем экспери­менте эти отдельные знаки были объединены, чтобы составить четыре степени расслабленности позы.

Помимо этого также учитывались знаки положения, связанные с контактом глаз, расстоянием и ориентацией. Пос­ледние два знака (расстояние и ориентация) в первом эксперименте не оказали никакого значимого воздействия на планируемую или восприни­маемую убедительность, и казалось, что отсутствие подобных эффектов могло быть обусловлено взаимодействием с другими поведенческими знаками. Поэтому использование в ходе третьего эксперимента метода дешифровки позволило оценить воздействие не только общей расслаб­ленности, но и основных эффектов и эффектов взаимодействия контакта глаз, расстояния и ориентации на воспринимаемую убедительность. Ре­зультаты показали, что, как и предполагалось, уменьшение расстояния до слушателя способствует повышению воспринимаемой убедительности, а расслабленность демонстрирует наличие ожидаемой криволинейной вза­имосвязи. Подтвердилась и гипотеза о том, что для мужчин-коммуникаторов воспринимаемая убедительность при непрямой ориентации плеч была больше, чем при прямой. Однако гипотеза о противоположном эф­фекте у говорящих женского пола не подтвердилась. Наконец, контакт глаз оказывал значимое воздействие только на больших расстояниях, при­чем это воздействие оказалось разнонаправленным у мужчин и у жен­щин меньший контакт глаз у мужчин и больший у женщин способство­вали повышению убедительности.

Таким образом, результаты дешифровочного эксперимента, в общем, подтвердили гипотезу о том, что позы и положения тела, передающие симпатию к слушателю, также вносят свой вклад в оцениваемую воспри­нимаемую убедительность коммуникации. Исключения составили отсут­ствие значимого воздействия со стороны ориентации плеч у женщин и результаты, касающиеся контакта глаз у мужчин.

Взаимосвязь в ходе третьего эксперимента между расслабленнос­тью и полом коммуникатора показала, что для мужчин-коммуникаторов слегка напряженные позы воспринимались как значимо менее убедитель­ные, чем слегка расслабленные. В случае женщин этого обнаружено не было. Подобные результаты позволяют предположить, что легкие степе­ни напряженности в позе мужчин наводят на мысль о том, что они испы­тывают некоторый дискомфорт, передавая определенное сообщение. Лег­кое напряжение в позах женщин не обязательно передает такой диском­форт, а скорее интерпретируется как социально приемлемая поза женщи­ны, которая общается с незнакомым человеком.


Комментарии закрыты.