http://npc-news.ru/

Психопатология детей и негатив­ное отношение родителей

Хотя результаты этого эксперимента нельзя объяснить, исходя из тео­рии двойного принуждения, их можно понять, опираясь на другую теоре­тическую структуру, рассматривающую общую позитивность (негативность) коммуникаций. Родители более дезадаптированных подростков демонст­рировали больше негативного отношения к этим подросткам (в речи, но не в своих позах), чем родители подростков с менее выраженной патологией.

Взаимосвязь между психопатологией детей и сообщениями о негатив­ном отношении к ним родителей можно объяснить, воспользовавшись ниже­следующими положениями. Родители более дезадаптированных детей могут испытывать больше отрицательных чувств, поскольку такие дети создают для своих родителей больше проблем, чем менее дезадаптированные. Или же из­начальное отрицательное отношение родителей может играть свою роль в раз­витии у детей психопатологии. В любом случае, негативное отношение роди­телей способствует сохранению у детей психопатологии. Обсуждая получен­ные результаты, Меграбян и Винер предположили, что «возможно, необычно частые сообщения, передающие негативное отношение, действительно спо­собствуют возникновению тяжелых психопатологических расстройств… на­пример, беспорядочные отрицательные подкрепления никак не могут привес­ти к усвоению множества межличностных и социальных навыков, которых не хватает людям, получившим диагноз "шизофрения"» (Mehrabian and Wiener, 1967, с. 114). Теория психопатологии Роджерса (Rogers, 1959) также предпола­гает наличие взаимосвязи между коммуникацией негативного отношения со стороны родителей и психопатологией их детей. С точки зрения Роджерса, бо­лее выраженная психопатология ребенка связана с большей степенью «услов­ного позитивного внимания», которое родители уделяют своему ребенку. Под «условным позитивным вниманием» понимается обусловленный чем-то ха­рактер любви или симпатии одного человека к другому.

Один из способов объяснить и измерить понятие Роджерса об услов­ном, в отличие от безусловного, позитивном внимании это рассмотреть его на основании частоты и/или интенсивности, с которой один человек выражает свое негативное отношение к другому. Таким образом, речь здесь, скорее, должна идти не о разграничении между коммуникацией отноше­ний к поступкам человека и отношений к нему самому, что, как предполо­жил бы Роджерс, имеет решающее значение. Это скорее вопрос интенсив­ности выражения общего отрицательного отношения к другому человеку.

В общем, результаты работы Бикела и Меграбяна (1969) показыва­ют, что более плодотворный путь изучения взаимоотношений между пат­тернами коммуникации и психопатологии лежит, скорее, в области изуче­ния общего характера позитивных-негативных отношений, а не проти­воречий их в коммуникации.


Комментарии закрыты.