http://npc-news.ru/

Причины использования противоречивых сообщений

Немного разобравшись с тем, как интерпретируются непроти­воречивые и противоречивые сообщения, мы перешли к более слож­ному вопросу, касающемуся использования противоречивых сообще­ний. Первый вопрос заключался в том, почему человек использует противоречивое сообщение, когда он может использовать непроти­воречивое сообщение, передающее сходное отношение. Второй (свя­занный с первым) вопрос касался того, чаще используются ли проти­воречивые сообщения симпатии в семьях с более дезадаптированны­ми членами.

В ходе четырех экспериментов Meрабян использовал четы­ре вида сообщений (коммуникаций отношения) и просил испытуемых показать, какие сообщения они бы предпочли в социальных ситуациях различного рода. Во всех экспериментах использовались два коммуника­ционных канала: вербальный и голосовой. Противоречивые позитивные сообщения содержали позитивный голосовой и негативный вербальный компоненты. Противоречивые негативные сообщения содержали негатив­ный голосовой и позитивный вербальный компоненты. Контрольными стимулами для этих двух наборов сообщений послужили умеренно пози­тивные вербальные и голосовые сообщения, с одной стороны, и умерен­но негативные коммуникации с другой. Несколько примеров каждого из четырех типов сообщений было записано на кассету. Испытуемые слу­шали и высказывали свои предпочтения, представляя различные соци­альные ситуации.

Результаты всех экспериментов показали, что непротиворечивым коммуникациям отношения оказывается большее предпочтение, чем про­тиворечивым, и что среди противоречивых коммуникаций позитивные коммуникации предпочитаются реже, чем негативные. Отсюда можно сделать вывод, что вследствие более редкого использования, противоре­чивые сообщения труднее продуцировать и что менее частое использова­ние отражает меньшую их предпочтительность. Наблюдение в ходе под­готовки стимульного материала показало, что противоречивые коммуни­кации отношений часто основаны на мимике. Например, когда испытуе­мых просили сказать что-то негативное с позитивным голосовым компо­нентом, они использовали нейтральную интонацию, но сопровождали ее приятной мимикой, так что аудиозаписи их высказываний, в действитель­ности, не отражали требуемого противоречия. Поэтому нам представляетея, что все дальнейшие исследования предпочтения противоречивых сообщений, наряду с речевыми и голосовыми, должны включать и мими­ческие проявления.


Комментарии закрыты.