http://npc-news.ru/

Характер невербальных сигналов

Интуитивно неуловимый характер невербальных сигналов исполь­зуется в различных формах рекламы, чтобы вызвать определенное от­ношение к разнообразным товарам. Эти знаки могут использоваться с еще большей упорядоченностью, поскольку они позволяют довести до максимума убеждающее воздействие коммуникации (Mehrabian and Williams, 1969).

Положения теории научения через подкрепление получают все боль­шее внимание и все активнее начинают применяться для модификации поведения. Когда принципы инструментального научения используются в изменении межличностного поведения, выбор подкреплений приобре­тает первостепенную важность. Особенно ярко это проявляется в случа­ях, когда человек, на которого оказывается воздействие, не зависит от осуществляющего подкрепление или воздействие человека (то есть он не ребенок, не пациент больницы, не заключенный). Когда клиент и осуще­ствляющий воздействие субъект одинакового статуса и имеют потенци­ально равные возможности подкреплять друг друга материально, в каче­стве важных механизмов изменения поведения могут выступать соци­альные подкрепления.

В роли социального подкреп­ления может выступать коммуникация симпатии или уважения и более высокого статуса человека, на чье поведение оказывается моделирующее воздействие. Например, кивок головой передает уважение адресату, со­общает, что мы с ним соглашаемся. Таким образом, можно предположить, что оба сигнала должны выполнять функцию подкреплений, и, как пока­зывают исследования, это действительно так (Krasner, 1958; Matarazzo, Wiens, and Saslow, 1965). Коммуникация согласия и кивание головой вы­ражают уважение, анализ объединений невербальных сигналов на осно­вании различий в симпатии и статусе (уважении) позволяет предположить, что непосредственно выражающие симпатию знаки также довольно важ­ны и полезны в формировании межличностного поведения.

Описанные нами результаты создают основу для экспериментального контролирова­ния уровня и типа социального подкрепления, что может быть использо­вано при исследовании роли невербальных сигналов в коррекции поведе­ния. Экспериментаторы могут выбирать из большого количества невер­бальных сигналов те, что наилучшим образом соответствуют условиям конкретно их эксперимента. Например, можно было бы изучить эффек­тивность коммуникации уважения по сравнению с коммуникацией сим­патии в видоизменении поведения различных испытуемых, например, детей и взрослых.


Комментарии закрыты.