http://npc-news.ru/

Шкалирование показателей закрытости

Теперь мы можем перейти к обсуждению шкалирования различных сочетаний показателей закрытости. Положения описанной выше модели подводят нас к предположению о том, что утверждения о негативных объектах получат большее количество показателей закрытости по срав­нению с утверждениями о позитивных объектах. Другими словами, пред­положив, что N равняется количеству показателей открытости, получен­ных данным элементом коммуникации, мы могли ожидать, что более вы­сокие значения /V будут все чаще встречаться в речи о негативных объек­тах по сравнению с речью о позитивных объектах. Оказалось, что это действительно так (Mehrabian, 1966а; 1967b). Поэтому можно построить шкалу значений показателей закрытости элемента коммуникации. Из этой схемы, однако, есть одно исключение. Значение показателя диссоциации (D) в шкале закрытости в среднем выше, чем показатели по другим кате­гориям, и составляет 2. Таким образом, D, S, Т, U получают суммарный общий балл по шкале закрытости, равный 5.

Основная проблема, встающая перед нами при шкалировании зак­рытости, состоит в определении элемента коммуникации, подлежащего оценке. Один способ разделить утверждение на простые предложения и главные предложения (включив в последние придаточные предложения, которые являются частью сложноподчиненных). Однако иногда можно встретить неопределенные случаи. Эту неопределенность может разре­шить другая совокупность критериев, где элементом считаются различ­ные типы высказываний. Тип А: утверждение устанавливает отношение между субъектом и объектом («До того, как я увидел Джона», где Джон является объектом). Тип В: утверждение, относящееся только к субъекту («В то время как я чувствовал усталость»). Тип С: утверждение, относя­щееся только к объекту («Когда на Джоне была соломенная шляпа», где Джон это объект). Как мы говорили в разделе о критериях шкалирова­ния, субъект и объект могут быть соотнесены с частью или классом субъек­тов или объектов.

Элементы типа А должны содержать по крайней мере один глагол, устанавливающий связь между субъектом и объектом. Это может быть придаточное предложение, главное предложение, простое предложение или сложное предложение. Если в элементе типа А используется фразо­вый глагол, который обозначает более одной связи между субъектом и объектом, каждая из этих связей рассматривается как отдельный элемент. Так, «Я поговорил с Мэри и пошел по магазинам с Мэри» или «Я позво­нил и поговорил с ним» мы бы разбили на два элемента. Наконец, элемен­ты типа В и С по меньшей мере представляют собой части сложного пред­ложения, но такие, которые можно расширить до элемента типа А. Если обозначен элемент типа В или С, последующее повторение высказыва­ний этого типа не рассматривается в качестве нового элемента. Таким образом, «Я пошел в магазин; Джейн пришла домой» считается одним элементом.

Давайте рассмотрим в качестве примера следующее утверждение об отношениях учителя и коммуникатора: «На нашем первом собрании в прошлом году один из учителей сказал, что он говорил студентам в груп­пе, что хочет чему-то научиться у каждого». Это утверждение состоит из трех элементов коммуникации: 1) «На нашем первом собрании в прошлом голу один учитель сказал», приписываются показатели Сс («нашем пер­вом собрании» вместо я), Со («один из учителей» вместо конкретного наименования), Т и V за время и однонаправленность; 2) «что он говорил студентам в группе», приписываются показатели Сс («студентам» вместо мне), Т \\ U за время и однонаправленность; 3) «что хочет чему-то на­учиться у каждого», приписываются показатели Сс («у каждого» вместо меня), Ти U за время и однонаправленность. Для наглядности мы припи­шем этим элементам численные показатели закрытости: 4, 3 и 3, соответ­ственно. Средний показатель закрытости, приписанный этому утвержде­нию в целом, составит 3,33.


Комментарии закрыты.