http://npc-news.ru/

Вербальная и контекстуальная открытости

Описанный в этом разделе эксперимент был разработан дня изуче­ния согласованного воздействия речевой и контекстуальной открытости на чувства, воспринимаемые неподготовленным наблюдателем (Mehrabian, 1968с). В этом эксперименте утверждения сопровождались описанием контекста, которое содержало информацию либо относительно доступ­ной наблюдению открытости говорящего объекту, либо относительно ожидаемой слушающим степени открытости между говорящим и слуша­ющим. Изучалось воздействие двух степеней контекстуальной открытос­ти и двух степеней речевой открытости на степень позитивного отноше­ния, воспринимаемого испытуемым. Предполагалось, что противополож­ные знаки, передаваемые контекстом, необходимы дня понимания отно­шений, так что испытуемые не смогут правильно интерпретировать от­крытость речи, если она совпадает с открытостью контекста. Это предпо­ложение было переформулировано в следующих гипотезах.

Н: Закрытые утверждения в открытом контексте обозначают более выраженное негативное отношение говорящего, чем: а) открытые утвер­ждения в открьпом контексте или б) закрытые утверждения в закрытом контексте.

Н: Открытые высказывания в закрытом контексте подразумевают более позитивное отношение говорящего, чем: а) открытые высказыва­ния в открытом контексте или б) закрытые высказывания в закрытом кон­тексте.

Таблица 3.1. Определение категорий открытости с примерами контекстуальной и речевой открытости

Категория

Открытый/закрытый контекст

Открытая/закрытая речь

Расстояние: Пространст­венное расстояние между коммуникатором и объек­том коммуникации

Человек стоит на краю бассейна и говорит своему другу, стоящему с ним рядом

«Давай, прыгни в этот бассейн».

Человек стоит на балко­не, с видом на бассейн, и говорит своему другу, стоящему с ним рядом

«Давай, прыгни в тот бассейн».

Категория

Открытый/закрытый контекст

Открытая/закрытая речь

Время: временное рассто­яние между коммуникато­ром и объектом

Коммуникатору задают вопрос: «Ты думаешь об

X?»

«Я думаю об X».

«Ты думал об X?»

«Раньше я думал об X».

Очередность явлений: оче­редность взаимодействия с объектом в последова­тельности взаимодействий

Коммуникатору задают вопрос: «Ты навестил X и У?»

«Я навестил X и У».

«Ты навестил У и X?»

«Я навестил У
и Х>.

Дштелъностъ: длитель­ность взаимодействия или длительность (например, протяженность) коммуни­кации по поводу взаимо­действия

А просят написать длинное письмо о В

А пишет длинное письмо о В

А просят написать ко­роткое письмо о В

А пишет короткое письмо о В

А ктивность-пассивность:

добровольный или при­нудительный характер взаимодействия между коммуникатором и объек­том

X остановился, чтобы помочь кому-то почи­нить спустившуюся шину.

X говорит: «Я оста­новился, чтобы по­мочь кому-то почи­нить спустившуюся шину».

X пришлось остано­виться, чтобы помочь кому-то починить спустившуюся шину.

«Мне пришлось ос­тановиться, чтобы помочь кому-то по­чинить спустившу­юся шину»

Взаимность-однонаправ ленность: степень вза­имодействия коммуника­тора и объекта

Коммуникатору задает­ся вопрос: «Вы с X встречались?»

«X и я встретились вчера».

«Вы встречались с X?»

«Я встретился с X вчера».

Вероятность: степень уверенности во взаимо­действии коммуникатора и объекта

Вопрос: «Вы занимае­тесь йогой!»

«Я занимаюсь йо­гой».

«Вы бы могли зани­маться йогой ?»

«Я бы мог занимать ся йогой».

Категория

Открытый/закрытый контекст

Открытая/закрытая речь

Участие коммуникатора

либо его части: взаимо­действует ли с объектом коммуникатор в целом или только его часть, сто­рона или знакомый

Коммуникатору задают вопрос: «Вы идете в магазин’?»

«Я иду в магазин».

«Ваш Друг идет в магазин ?»

«Мой друг идет в магазин)).

Участие коммуникатора либо группы, к которой он принадлежит: ком­муникатор взаимодейст­вует индивидуально или является частью взаимо­действующей с объектом группы

Коммуникатор) задают вопрос: «Вы ездили на побережье прошлым летом?»

«Я ездил на побе­режье прошлым летом».

«Вы с семьей ездили на побережье прошлым летом?»

«Мы ездили на по­бережье прошлым летом».

Участие объекта либо

его части: взаимодейст­вует ли с коммуникатором весь объект или только его часть, сторона, признак

X попросили написать письмо и описать лич­ность У

В письме X описы­вает личность У

X попросили написать письмо и описать неко­торые привычки У

В письме X описы­вает некоторые при­вычки У

Участие объекта либо юшсса, к которому он принадлежит объект

взаимодействует с ком­муникатором индиви­дуально или является частью группы взаимо­действующих с коммуни­катором людей

А и В разговаривают о С и А
спрашивает: «Ты видишь С около бас­сейна?»

В говорит: «Я вижу" С около бассейна».

«Ты видишь людей около бассейна?»

«Я вижу людей око­ло бассейна».

Разобщенность — парт­нерство коммуникатора

и объекта: наличие или отсутствие партнерства коммуникатора (или объ­екта) во взаимодействии

Коммуникатору задает­ся вопрос: «Как у вас с В дела в школе?»

«У В и у меня в школе все хорошо».

«Как у вас дела в шко­ле?»

«У меня все хорошо в школе».


Комментарии закрыты.