http://npc-news.ru/

Факторный анализ

Данные о поведении в течение периода ожидания были подвергну­ты процедуре факторного анализа. В результате вращения Varimax были получены перечисленные в таблице 8.1 факторы. Переменные указаны в порядке, соответствующем величине их нагрузок, также указано направ­ление нагрузки каждой переменной на соответствующий фактор. Z-значения каждого испытуемого по данному фактору были просуммированы, чтобы получить общий показатель данного фактора. Например, показа­тель «интимно-близкой позиции» получился путем простого вычитания из г—значения испытуемого по «ориентации плеч» его г-значения по «рас­стоянию».

Однако для подсчета индекса поведения аффилиации было отмече­но, что часть переменных является просто избыточными показателями ; количества речи. Поэтому соответствующий индекс включил только «ско­рость высказываний» в качестве показателя, отражающего следующие взаимосвязанные знаки:

Поведение аффилиации = общее количество высказываний в ми­нуту + процент контакта глазами с помощником + число кивков голо­вой в минуту + приятность выражения лица + количество вербальных подкреплений за минуту + позитивное вербальное содержание + коли­чество жестов рукой и кистью в минуту + приятность голосовых про­явлений.

Поскольку поведение аффилиации представляет собой объект на­шего непосредственного интереса, корреляции между переменными в этом первом факторе представлены в таблице 8.2.

Корреляции между вошедшими в первый фактор переменными, пред­ставленные в таблице 8.2, показывают, что сигналы положительного аф­фекта связаны с различными показателями количества разговоров. Все вместе речевые знаки позитивного аффекта (такие как показатель рече­вых подкреплений, позитивное вербальное содержание и позитивные го­лосовые проявления), знаки позитивных эмоций в невербальном поведе­нии (контакт глазами, кивки головой, приятное выражение лица, жести­куляция) и различные показатели количества разговоров (общее число высказываний в минуту, продолжительность речи) составляют однонап­равленное измерение социального поведения. Эти взаимосвязи подтвер­ждают предположение Меграбяна и Ксионзкого (1970) о том, что поведе­ние аффилиации это не просто речевой обмен, а скорее, представляет собой более широкую область социальных знаков, состоящих в обмене позитивными подкреплениями. Предложенная исследователями модель поведения аффилиации основывается на предположении о том, что аффилиация вызывается положительным подкреплением, а отрицательное подкрепление ей препятствует. Данные корреляционного анализа резуль­татов эксперимента Меграбяна (1971) подтверждают это базовое предпо­ложение о взаимозависимости аффилиации и обмена позитивными под­креплениями.

Таблица 8.2. Корреляции между переменными, составляющими фак­тор поведения аффилиации*

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. Общее число высказываний в минуту

0.99

0.74

0,87

0,78

0,73

0,62

0,56

0,54

0,54

0,46

0,35

2. Утверждения за минуту

0.75

0.86

0,75

0.73

0,61

0,55

0,54

0.53

0.46

0,33

3. Вопросы за минуту

0.63

0,69

0,66

0,47

0,43

0,62

0,49

0,22

0.32

4. Процентное отношение дли­тельности речи испытуемого

0.79

0.67

0.52

0.52

0.45

0,47

0,51

0,32

5. Процентное отношение дли­тельности речи помощника

0,70

0,55

0,52

0,53

0.51

0,36

0,32

6. Процентное отношение дли­тельности контакта глазами е помощи иком

0,52

0.59

0,44

0,41

0,41

0,33

7. Кивки головой ;н минуту

0,41

0.37

0,40

0,22

0,30

8. Приятность выражения лица

0.32

0,38

0,30

0,33

9. Вербальные подкрепления за минуту

0.39

0,20

0,29

10. Позитивное вербальное содержание

0,16

0.44

П. Жесты рукой и кистью за минуту

0.19

12. Приятность голосовых проявлений

* При 254 наблюдениях коэффициент корреляции, равный 0.1 7, значим на уровне 0,01.


Комментарии закрыты.