http://npc-news.ru/

Основной аспект социального поведения

Предыдущие два эксперимента продемонстрировали результаты фак­торного анализа вербальных и невербальных знаков в социальных ситуа­циях. Часто экспериментатор не может позволить себе затратить значитель­ные усилия, необходимые для оценки поведения аффилиации (или комму­никации позитивного аффекта) по невербальным сигналам. В таких случа­ях легко получить показатель поведения аффилиации на основе имплицит­ных вербальных знаков. Подобная процедура использовалась в экспери­ментах Меграбяна и Даймонда (Mehrabian and Diamond, 1971 a, 1971b), ис­следовавших то, как различное расположение мебели и два типа объектов способствуют и препятствуют социальному взаимодействию.

Диады в трех экспериментах Меграбяна и Даймонда (1971b) состо­яли из незнакомых людей (ни один из них не был помощником экспери­ментатора), которые думали, что они ждут начала эксперимента по «про­слушиванию музыки». На самом деле, этот период ожидания и был на­стоящим экспериментом. Неформальное социальное взаимодействие каж­дой пары фиксировалось и изучалось как функция различного располо­жения мебели и объектов в приемной.

По аудиозаписи взаимодействия каждой пары высчитывались сле­дующие показатели: 1) общая скорость утверждений количество про­стых предложений или главных частей сложных предложении, произне­сенных каждым испытуемым за минуту; 2) процентное отношение дли­тельности речи процент пятиминутного периода взаимодействия, в те­чение которого каждый испытуемый разговаривал; 3) процентное отно­шение длительности речи пары в целом; 4) скорость вербальных подкреп­лений — количество «ага», «да-да» или других выражений согласия с парт­нером; 5) задержка перед первым высказыванием продолжительность молчания каждого испытуемого перед тем, как высказать первое утверж­дение в ходе взаимодействия; 6) позитивное вербальное содержание оценивалось по пятибалльной шкале и 7) негативное вербальное содер­жание также оценивалось по пятибалльной шкале.

И вновь, данные всех трех экспериментов Меграбяна и Даймонда (1971b) подтвердили выдвинутое Меграбяном и Ксионзким (1970) пред­положение о том, что коммуникация позитивного отношения и объем ди­алога связаны друг с другом и могут быть определены как фактор «пове­дения аффилиаиии». Эти данные показали, что негативное содержание коммуникации не входит в данный фактор. Соответствующие коэффици­енты корреляций между различными знаками аффилиации и показателя­ми негативного содержания представлены в таблице 8.4.

Общая скорость высказываний, продолжительность речи испытуе­мого, одного или с партнером; частота вербальных подкреплений и от­дельный показатель позитивного вербального содержания связаны поло­жительными корреляциями друг с другом, и все они отрицательно корре­лируют с задержкой первого высказывания испытуемого.

В таблице 8,4 присутствуют три избыточных показателя объема раз­говора: общая скорость утверждений, процентное отношение длительнос­ти речи и процентное отношение длительности речи пары. Чтобы избежать связанного с этим непропорционального вклада в общий показатель пове­дения аффилиации, при подсчете следующего индекса использовался са­мый лучший отдельный показатель объема разговора общая скорость высказываний, а все переменные предварительно были нормализованы:

Поведение аффилиации = общая скорость высказываний + позитив­ное вербальное содержание + скорость вербальных подкреплений за­держка.

Таблица 8.4. Корреляции между имплицитными вербальными зна­ками"

3

4

5

6

7

1. Общее число высказывании в минуту

0,86

0.76

0,56

0,23

-0,42

0.3!

2Процентное отношение длительности речи испытуемого

0.82

0,45

0,27

-0.38

0,26

3, Процентное отношение длительности речи пары

0,5$

0,50

-0.46

0,20

4. Позитивное вербальное содержание

0,42

-0.39

0,03

5. Скорость вербальных подкреплений

-0,26

-0,01

6, Задержка

-0,19

7. Негативное вербальное содержание

* При df— 286 наблюдениях коэффициенткоррсляцнн. превосходящий 0.16, значим на уровне 0,01.

Кроме представленных в таблице 8.4 данных корреляционного анализа эксперименты Меграбяна и Даймонда (1971b) подтвердили, что предлагае­мый показатель поведения аффилиации действительно связан напрямую со стремлением человека к аффилиации (R), а обратно — с его чувствительное | тью к отвержению (Л,). Например, следующее уравнение регрессии показы­вает вклад различных главных эффектов в поведение аффилиации в рамках первого эксперимента исследования. В этом уравнении все переменные нор­мализованы и (О) представляет сумму углов, на которые оба испытуемых должны были бы повернуться, чтобы оказаться лицом друг к другу.

Переменные со штрихом это значения личностных показателей партнера. Эти результаты показывают, что люди с более высокими бал­лами по опроснику стремления к аффилиации (Mehrabian, 1970d) де­монстрируют более выраженное поведение аффилиации, особенно если их партнеров также характеризует повышенное стремление к аффили­ации. Кроме того, люди с высокими баллами по опроснику, измеряю­щему чувствительность к отвержению (Mehrabian, 1970d), демонстри­руют менее выраженное поведение аффилиации, еще более уменьша­ющееся при взаимодействии с партнерами, которые также чувствитель­ны к отвержению.


Комментарии закрыты.