http://npc-news.ru/

Особенности изучения коммуникаций

Лингвистическую и имплицитную комму­никацию взрослых можно изучать отдельно, но когда речь идет о детской коммуникации, такое исследование становится значительно более зат­руднительным. На этапе усвоения речевых на­выков вербальное поведение для детей это не автономное средство, оно теснейшим образом взаимосвязано с невербальным поведением и чувствами. Из этих особенностей развития ком­муникации взрослых можно вывести, по край­ней мере, два следствия.

Прежде всего, можно значительно улучшить исследование вербально­го поведения детей, рассматривая их невербаль­ное поведение. Исследование вербального пове­дения может помочь описать грамматику, ис­пользуемую детьми в своей речи. Изучение на­груженной эмоциями коммуникации детей мо­жет внести свой вклад и в лучшее понимание аффективной коммуникации взрослых. В этой связи, имплицитную коммуникацию аффектов взрослых можно рассматривать как измененный и частично купированный вариант более спон­танных детских проявлений.

Помня об этих возможных преимуществах, отметим, что наш подход к коммуникации детей по двум важным моментам отличается оттого, как к этой проблеме подходят лингвисты (например, Bellugi and Brown, 1964; Braine, 1963; McNeil!, 1966: Menyuk, 1969; Nakazima, 1965-66; Slobin, 1967). Мы исходим из того, что речевое поведе­ние детей нельзя адекватно описать, не рассматривая сопровождающее его невербальное поведение. Кроме того, также важно рассмотреть рефе­ренты этой коммуникации особенно лежащие в основе чувства и пред­почтения. Лингвистический анализ, нацеленный на описание использо­вания грамматических структур на различных этапах развития ребенка, лишь отображает установившиеся закономерности и последовательнос­ти. Хотя здесь объясняются формальные характеристики языка, их взаи­моотношения со своими референтами (проблема значений) не принима­ются во внимание.


Комментарии закрыты.