http://npc-news.ru/

Теория речевого развития

Наш подход основан на теории речевого развития, предложенной Вернером и Каштаном (Werner and Kaplan, 1963). Их подход к исследова­нию коммуникации детей основывался на более общей теоретической си­стеме (Werner, 1957). В рамках теоретического направления когнитивно­го развития, разделяемого этими исследователями с Пиаже (Piaget. 1960), развитие ребенка рассматривается как процесс прогрессирующей диф­ференциации когнитивных категорий. Конкретнее, любую коммуникатив­ную ситуацию можно описать на основании четырех главных категорий: коммуникационного поведения, референта, коммуникатора и адресата. Две другие категории открытость и сходство описывают степень дифференцированности этих компонентов.

Варианты открытости между коммуникатором и адресатом мож­но показать на примере, присутствует ли коммуникатор в том же мес­те, что и адресат, или же он пишет письмо адресату, находящемуся где-то в другом месте. Варианты открытости между коммуникатором и референтом можно показать в различии между ситуацией, когда ре*" ферент доступен восприятию коммуникатора, или же когда референт не видим. В последнем случае вряд ли имело смысл пытаться указы­вать на референт рукой, но в первом случае, при условии наличия ад­ресата, это было бы оправдано.

Варианты сходства компонентов можно проиллюстрировать фе­номеном «словесного реализма», когда предполагается, что слово и референт неделимы и идентичны, то есть связь между ними гораздо сильнее, чем связь, задаваемая значением (например, Выготский, 1939). Варианты сходства между коммуникатором и адресатом мож­но проиллюстрировать ситуацией, когда человек разговаривает сам с собой, как это бывает при размышлениях. В других же случаях ком­муникатор и адресат очень не похожи друг на друга, если сравнить коммуникацию между взрослым и ребенком и коммуникацию между двумя взрослыми.


Комментарии закрыты.